Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Маньковой Е.Н.
судей Бритвич Ю.С., Пискуновой В.А.
при секретаре Морозюк И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 6 августа 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 15 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Признать за Черемушкиным О.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Признать за Черемушкиной А.С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черемушкин О.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ТУФА УГИ в Ярославской области, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" В иске указал, что квартира была предоставлена ему по договору найма служебного жилого помещения N от 20.05.2011 г. на период службы в в/ч N. Жилое помещение в установленном законом порядке не отнесено к служебным жилым помещениям, военный городок, в котором расположена квартира, утратил статус закрытого военного городка. Спорная квартира не включена ни в реестр муниципального имущества, ни в реестр государственного имущества, в связи с чем истец не может реализовать свое право на приватизацию.
Черемушкина А.С. обратилась в суд с аналогичным иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ТУФА УГИ в Ярославской области, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес". В иске указала, что зарегистрирована и постоянно проживает в указанной квартире с 4.03.2005 года. Данная квартира была предоставлена Черемушкиной (до брака Жуковой) А.С. по договору найма служебного жилого помещения N N от 13.10.2009 г. на период работы в в/ч N. Жилое помещение в установленном законом порядке не отнесено к служебным жилым помещениям, военный городок, в котором расположена квартира, утратил статус закрытого военного городка. Спорная квартира не включена ни в реестр муниципального имущества, ни в реестр государственного имущества, в связи с чем истец не может реализовать свое право на приватизацию.
Определением суда от 08.12.2014 г. гражданские дела по иску Черемушкина О.В. и Черемушкиной А.С. объединены в одно производство.
Ответчик ФГКУ "Западно-региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в письменном отзыве исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен ответчик ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав объяснения Черемушкина О.В., Черемушкиной А.С., их представителя адвоката Бирюкова А.В., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требований истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что жилые помещения N, расположенные по адресу: "адрес" не имеют статуса служебного жилого помещения, в связи с чем в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" подлежат приватизации.
С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении суда, и применением при разрешении спора норм материального права судебная коллегия соглашается и считает их правильными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела исследованы.
Оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о признании права собственности на квартиры, суд исходил из того, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 27 января 2014 года Министерство обороны Российской Федерации обязано совершить действия и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении объектов военного недвижимого имущества, в том числе, имущества, расположенного по адресу: "адрес" Отсутствие регистрации права муниципальной собственности не должно являться препятствием к реализации прав истцов на приватизацию жилых помещений.
Указанный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и законе.На основании ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что квартира N, расположенная по адресу: "адрес" была предоставлена семье Жукова С.О., в состав которой входила Черемушкина (до брака - Жукова) А.С., на основании ордера N от 3.06.1991 г. Позднее между Черемушкиной А.С. и Ярославской КЭЧ был заключен договор найма служебного жилого помещения N от 13.10.2009 г. на период работы в войсковой части.
Квартира N, расположенная в том же доме, была предоставлена Черемушкину О.В. по договору найма служебного жилого помещения N от 20.05.2011 г. на период службы в войсковой части N
В спорных квартирах зарегистрированы только истцы, что подтверждается выписками из домовой книги, выданными Администрацией Карабихского СП ЯМР Ярославской области.
Доказательств того, что на момент предоставления жилые помещения были отнесены к категории служебного, материалы дела не содержат, ответчики таких доказательств суду не представили, Администрация Ярославского муниципального района не располагает информацией о присвоении квартирам статуса служебного, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не состоятельны.
Указанная квартира не входит в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России".
Права на квартиры N N не зарегистрированы в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, не отражены в кадастровом паспорте на спорную квартиру, не учтены в реестре федерального имущества, в реестре собственности Ярославской области, в реестре муниципальной собственности ЯМР.
Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Судебная коллегия считает обоснованными вывод суда первой инстанции о том, что спорные жилые помещения не были включены в число служебных в соответствии с установленным порядком, ответчиком не представлено доказательств того, что существует какое-либо решение уполномоченного органа о включении квартир в число служебных, ордер с отметкой "служебный" не выдавался.
Заключение договоров найма служебного жилого помещения между истцами и Ярославской КЭЧ района не является подтверждением служебного статуса жилого помещения.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, представленных по делу письменных доказательств, судом сделан верный вывод о том, что квартиры N расположенные по адресу: "адрес", не являются служебными; истцы занимают жилые помещения фактически по договору социального найма, являются гражданами Российской Федерации, ранее не участвовали в приватизации жилых помещения, в связи с чем указанные квартиры могут быть приватизированы истцами в общем порядке.
Кроме того, решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2014 г. по делу NА82-12739/2013 Министерство обороны обязано совершить действия и принять решение в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2001 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в отношении объектов военного недвижимого имущества, в том числе имущества, расположенного по адресу: "адрес"
Отсутствие до настоящего времени решения Минобороны РФ в отношении указанного имущества не может препятствовать реализации гражданами прав на приватизацию жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, оснований для переоценки не имеется, не опровергают выводов суда и не содержат правовых оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 15 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.