Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей Конышевой И.Н., Усенко О.А.,
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе Астраханской области
на решение Володарского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Асмамбетовой С.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Асмамбетова С.С. обратилась в суд с иском, указав, что решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Астраханской области N N от ДД.ММ.ГГГГ и N ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности стажа, из подсчета которого исключены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации , нахождения в учебных отпусках; период обучения в "данные изъяты" педагогическом училище , период работы в должности учителя в "данные изъяты" СОШ с 22 мая 2002 года по 26 июня 2002 года, как не предусмотренные действующим законодательством. С решениями ответчика не согласна. С учетом уточнений исковых требований просит включить в подсчет специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 марта 2001 года по 30 марта 2001 года, с 13 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 15 декабря 2003 года по 27 декабря 2003 года, с 14 апреля 2004 года по 14 апреля 2004 года, с 14 ноября 2011 года по 19 ноября 2011 года, с 5 декабря 2011 года по 10 декабря 2011 года, с 15 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года, с 19 марта 2012 года по 24 марта 2012 года, с 23 апреля 2012 года по 28 апреля 2012 года, с 25 октября 2012 года по 31 октября 2012 года, с 16 апреля 2013 года по 16 апреля 2013 года, нахождения в учебных отпусках: с 10 января 2007 года по 30 января 2007 года, с 31 января 2007 года по 2 февраля 2007 года, с 7 мая 2007 года по 26 мая 2007 года, с 8 октября 2007 года по 27 октября 2007 года, с 3 марта 2008 года по 29 марта 2008 года, с 6 октября 2008 года по 30 октября 2008 года, с 2 марта 2009 года по 26 марта 2009 года, с 5 октября 2009 года по 29 октября 2009 года, с 11 января 2010 года по 5 февраля 2010 года, период обучения в "данные изъяты" педагогическом училище с 8 марта 1989 года по 30 июня 1989 года и обязать пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на ее получение, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Асмамбетова С.С. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Володарском районе Астраханской области Альтекеева Г.С. исковые требования не признала.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Асмамбетовой С.С. удовлетворены
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Володарском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, так как в подсчет специального стажа периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, учебных отпусках, а также время обучения в "данные изъяты" педагогическом училище не могут быть включены, поскольку действующим законодательством включение данных периодов не предусмотрено.
На заседание коллегии Асмамбетова С.С. не явилась, извещена надлежащим образом, возражений не представила, в связи с чем коллегия определила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика Альтекеевой Г.С., поддержавшей апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Из материалов дела следует, что решениями Управления пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области N N от ДД.ММ.ГГГГ и N N от ДД.ММ.ГГГГ Асмамбетовой С.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку ее специальный стаж составляет 23 года 7 месяцев 26 дней и 24 года 6 месяцев 13 дней соответственно.
Отказывая истцу во включении в подсчет специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках, пенсионный орган сослался на то, что включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрены законодательством.
Признавая отказ пенсионного органа в этой части незаконным, районный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из трудовой книжки Асмамбетовой С.С. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время она осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях "данные изъяты" и "данные изъяты" школах Володарского района Астраханской области, "данные изъяты" школа.
В период нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках, Асмамбетова С.С. состояла в должности учителя в МКОУ " "данные изъяты" СОШ" Володарского района Астраханской области.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу статьи 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В связи с тем, что периоды работы истца, во время которых она находилась в учебных отпусках и проходила курсы повышения квалификации, пенсионным органом включены в специальный стаж, районный суд правильно указал на незаконность решения ответчика по отказу во включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и учебных отпусках в подсчет льготного стажа.
Удовлетворяя требования истца о включении в подсчет специального стажа время обучения Асмамбетовой С.С. в "данные изъяты" педагогическом училище, районный суд правомерно исходил из следующего.
В период учебы истицы в педагогическом училище действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, порядок применения которого был урегулирован в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Пунктом 2 указанного Положения предусмотрена возможность включения в педагогический стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если непосредственно этому периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Установлено, что Асмамбетова С.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в "данные изъяты" педагогическом училище. В период с 27 января 1989 года по 7 марта 1989 года работала в должности учителя начальных классов в "данные изъяты" школе.
ДД.ММ.ГГГГ Асмамбетовой С.С. получен диплом МТ N N "данные изъяты" педагогического училища по специальности "учитель начальных классов".
ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на должность учителя начальных классов в "данные изъяты" школу Володарского района Астраханской области.
Таким образом, доказано, что периоду обучения Асмамбетовой С.С. в педагогическом учебном заведении непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При этом у нее имеется не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку с учетом подлежащих зачету в льготном порядке спорных периодов стаж педагогической деятельности Асмамбетовой С.С. в государственных и муниципальных учреждениях для детей на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет, суд обоснованно удовлетворил ее требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Володарского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.