Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе:
председательствующего - Набок Л.А.,
судей - Вачковой И.Г. и Ласковской С. Н.,
при секретаре - Бирюковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 апреля 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером N, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером N, с образованием в результате такого раздела земельного участка площадью 589,0 м2 по адресу: "адрес", с границами, отображенными на схеме, подготовленной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", т.е. по ломаной линии, соединяющей точки схемы 1 (с координатами в системе (х, у)) (-377,69, 93,37) -2 (-359, 60,100,12) - 3 (-369,99, 128,70) - 4 (-388,18, 122,05) - 1 (-377,69, 93,37), и с сохранением земельного участка с кадастровым номером N и, соответственно, земельного участка с кадастровым номером N, в измененных границах.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В удовлетворении требований к Министерству строительства Самарской области отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ласковской С. Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кадников К.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерству строительства Самарской области об установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником квартиры N в многоквартирном доме N в "адрес" Он обратился в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом N по ул. "адрес". Однако Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара было выдано заключение N от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности формирования земельного участка под многоквартирным домом, в связи с тем, что данный многоквартирный дом расположен на земельном участке, состоящем на государственном кадастровом учете с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: для проектирования и строительства метрополитена в городе Самаре, правообладателем которого является Министерство строительства Самарской области.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Кадников К.Ю. просил суд образовать путем раздела земельного участка площадью 181 490,7 м2 с кадастровым номером N, земельный участок площадью 589,0 м2, под многоквартирным домом по адресу: "адрес", установить его границы согласно топографическому плану по точкам 1-2-3-13-14-10-3-4-15-25-21-16-1.
Определением Ленинского районного суда г. Самары от 11.03.2015 г. производство по делу в части требований Кадникова К.Ю. к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара прекращено, в качестве ответчиков привлечены ГКУ Самарской области "Управление капитального строительства" и Самарская область в лице Министерства имущественных отношений Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, были нарушены нормы материального права. Считает, что при образовании земельного участка под многоквартирным домом образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается. В данном случае определение границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами. При разработке проекта межевания должно быть обеспечено соблюдение ряда требований. В связи с чем, непосредственное обращение истца в орган местного самоуправления за утверждением схемы расположения земельного участка, занимаемого многоквартирным домом N по "адрес", неправомерно. Кроме того, поскольку в результате работ, проведенных в целях формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, было выявлено пересечение границ данного земельного участка с границами земельного участка, ранее сформированного и поставленного на ГКН, истцу следовало обратиться в суд с иском об исправлении кадастровой ошибки.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - Ивлиева И.О., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Кадникова К.Ю. - Леонова О.Л., действующая на основании доверенности, в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель ГКУ Самарской области "Управление капитального строительства" - Вострикова И.В., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом.
На основании п.2 ст. 15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ, к числу основных принципов земельного законодательства относится принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.), предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N12-П с таким заявлением может обратиться и любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
К процедуре формирования земельного участка ввиду отсутствия в жилищном законодательстве специального регулирования подлежат применению правила ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) о порядке формирования земельного участка по заявлению собственника расположенного на нем объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.), орган местного самоуправления на основании поступившего заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 11.4 Земельного кодекса РФ регламентирует процедуру преобразования земельных участков путем их раздела. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Как исключение, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков и при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено право землепользователя требовать образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.п. 2 п. 2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ вновь образуемого земельного участка с границами ранее образованных земельных участков является безусловным препятствием для осуществления кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара от 19.09.2006 г. N, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков под многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что Кадников К.Г. является участником общей долевой собственности на квартиру N в доме N по ул. "адрес" (л.д. 6, 7).
Другими собственниками помещений в здании являются Егорова А.С., Кадников И.К., Кадникова Н.Н., Кистанов С.А., Кистанова А.В., ФИО1, ФИО2, Поваляев Ю.А., Седов А.И., Седов Л.А. и Седова Т.Н. (л.д. 41-57).
На указанное здание распространяется правовой режим многоквартирного жилого дома, поскольку жилые помещения в данном здании принадлежат на праве собственности более чем одному лицу.
Как усматривается из материалов дела, истец обращался в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с целью формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом N по ул. "адрес" с прилегающей территорией.
В рамках муниципального контракта схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была подготовлена ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Однако Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара письмом от ДД.ММ.ГГГГ N сообщил заявителю о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом N по ул. "адрес" с прилегающей территорией на кадастровом плане территории в связи с тем, что дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем Министерству строительства Самарской области и предназначенном для проектирования и строительства метрополитена (л.д. 8-9).
Как усматривается из представленного графического материала (л.д. 15) земельный участок под многоквартирным жилым домом N по ул. "адрес" с прилегающей территорией в границах, указанных на подготовленном ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, полностью попадает в границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N, который, в свою очередь, является частью, единого землепользования с кадастровым номером N.
Процедура формирования земельного участка под многоквартирными жилыми домами считается завершенной после постановки земельного участка на кадастровый учет на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом установлено, что Постановлением Главы г.о. Самара от 28.05.2007 г. N344 был утвержден проект границ земельного участка площадью 181 490,70 м2 для проектирования и строительства метрополитена в г. Самаре. Распоряжением Правительства Самарской области от 5.06.2007 г. N130-р осуществлено предварительное согласование места размещения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области метрополитена (первая очередь станций "Алабинская", "Самарская", "Театральная") на земельном участке площадью 181 490,70 м2. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как расположенное на территории 10 кадастровых кварталов единое землепользование с кадастровым номером N. Составной частью этого землепользования в пределах кадастрового квартала N является земельный участок с кадастровым номером N площадью 8 469,2 м2.
Распоряжением Правительства Самарской области от 7.04.2008 г. N82-р, земельный участок с кадастровым номером N (а, следовательно, и земельный участок с кадастровым номером N как его составная часть) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта (метрополитена).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на единое землепользование с кадастровым номером N. ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности Самарской области на указанное единое землепользование (л.д. 130).
Однако распоряжением Правительства Самарской области от 11.07.2014 г. N522-р право постоянного (бессрочного) пользования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на единое землепользование с кадастровым номером N было прекращено, земельный участок предоставлен на том же праве ГКУ Самарской области "Управление капитального строительства" (л.д. 37-39).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ГКУ Самарской области "Управление капитального строительства" на единое землепользование с кадастровым номером N (л.д. 131).
Таким образом, суд в решении правильно указал о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом N по ул. "адрес" с прилегающей территорией, в настоящее время является частью сформированного ранее земельного участка, находящегося в не разграниченной государственной собственности, но принадлежащего ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости. Применительно к многоквартирным жилым домам реализация этого исключительного права производится в порядке, предусмотренном ст. 16 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" (п. 2 ст. 36 ЗК РФ).
Установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом N по ул. "адрес" с прилегающей территорией, не изъят из оборота и не ограничен в обороте, не находится в пределах береговой полосы водного объекта, не расположен в границах территорий общего пользования, решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд с целью строительства метрополитена не принималось.
Решения об изъятии жилых помещений в доме N по ул. "адрес" у истца и иных собственников для государственных или муниципальных нужд не принималось, данный дом аварийным и подлежащим сносу не признавался.
Таким образом, суд верно указал, что каких-либо правовых препятствий к формированию земельного участка под многоквартирным домом и дальнейшему приобретению его в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирном доме не имеется (ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, п. 2 ст. 27 ЗК РФ, ст. 70.1 ЗК РФ, п. п. 13 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Давая оценку установленным обстоятельствам, суд пришел к правильному выводу о том, что включение территории, занимаемой многоквартирным жилым домом N по ул. "адрес", в состав земельного участка, не предназначенного для обслуживания многоквартирного дома, и предоставление этого земельного участка на вещном праве иному лицу нарушает исключительное право собственников помещений в этом доме, к числу которых относится истец, на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, необходимого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.
При решении вопроса о возможности образования земельного участка под многоквартирным домом в испрашиваемых истцом границах, суд правильно исходил из того, что земельный участок включает в себя территорию, на которой расположен собственно дом N по ул. "адрес" (литера ББ1бб1б2), нежилые строения, находящиеся около дома (литеры Д, Е, Ж), и территорию между домом и этими строениями (двор).
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-85), испрашиваемый земельный участок используется собственниками дома (литера ББ1бб1б2) как благоустроенная прилегающая территория более 15 лет. На земельном участке находятся дворовые постройки, а также элементы благоустройства - беседки, лавочки, газоны. Земельный участок площадью 589 м2 в границах, указанных на плане ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", необходим для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома N по ул. "адрес", литера ББ166162.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имелось.
Таким образом, судом достоверно установлено, что границы земельного участка, испрашиваемого истцом, соответствуют исторически сложившимся границам землевладения, в пределах этих границ отсутствуют строения, не входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, в эти границы не включены территории общего пользования либо территории, необходимые для использования иных объектов недвижимости.
Судом в процессе рассмотрения дела было также установлено, что в описании границ земельного участка в просительной части искового заявления была допущена техническая ошибка. Указанное в исковом заявлении описание границы земельного участка ("1-2-3-13-14-10-3-4-15-25-21-16-1") не соответствует графическому материалу и является бессмысленным, т.к. не задает замкнутого контура. В связи с чем, суд, не выходя за рамки заявленных исковых требований, нашел возможным, исправить указанную ошибку и дать корректное описание границ земельного участка, основываясь на графическом материале.
Поскольку Министерство строительства Самарской области утратило право на земельный участок с кадастровым номером N, оно не является надлежащим ответчиком по иску, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований к данному ответчику.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно установил юридически значимые для дела обстоятельства, которые соответствуют фактическим обстоятельствам, правильно применил нормы материального права к возникшим между сторонами правоотношениям, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства, каждое в отдельности, а также в совокупности, и оценил их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что непосредственное обращение истца в орган местного самоуправления за утверждением схемы расположения спорного земельного участка, занимаемого многоквартирным домом неправомерно, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" N 189-ФЗ от 29.12.2004 по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, именно органы местного самоуправления осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом выбран неверный способ судебной защиты права несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Так, согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
Из изложенного следует, что избранный истцом способ судебной защиты путем раздела земельного участка с образованием нового земельного участка под многоквартирным жилым домом, является обоснованным и отвечает требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары 13 апреля 2015 г., оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.