Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.
судей: Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.
при секретаре: Подусовской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Морсаковой А.И. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 5 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Морсаковой А.И. к мэрии г.о.Тольятти о признании незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.10.2014 года N 7768-р/5 "Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", обязании мэрии г.о. Тольятти принять Морсакову А.И. с составом семьи один человек на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратилась в суд и просила признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.10.2014 года N 7768-р/5, обязать мэрию г.о. Тольятти принять Морсакову А.И. с составом семьи один человек на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представители заявителя по доверенности Иневаткина Т.Н. и Дьяконов Д.А. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке главы 25 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны".
Согласно ст.20 Закона РФ "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 21 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Признание граждан нуждающимися в жилом помещении является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье. Основания признания граждан нуждающимися в жилом помещении изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
В Самарской области обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (ред. от 21.06.2013) действие настоящего Закона распространяется в том числе и на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Согласно ст.3 вышеуказанного Закона Самарской области, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 4 названного Закона, в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Морсакова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном ВОВ и супругой умершего участника ВОВ, что подтверждается удостоверениями серии N N от 19.09.2001 года, ВВ 264265 от 08.09.2014 года.
Установлено, что 09.09.2014 года Морсаковой А.И. подано заявление в мэрию г.о. Тольятти о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи один человек.
Согласно выписке из поквартирной карточки Морсакова А.И. зарегистрирована по адресу: "адрес", вместе с ней в квартире зарегистрирован и проживает Кречетов В.А. (зять).
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.10.2014 года N 7768-р/5 "О рассмотрении жилищных вопросов" Морсаковой А.И. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с пп. а п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14, членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела усматривается, что Морсакова А.И. с 17.06.2004 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: г. "адрес", вселилась в квартиру как член семьи дочери. Нанимателем указанной квартиры являлся муж дочери заявителя -Кречетов В.А.
Разрешая спор, суд правильно указал, что поскольку Морсакова А.И. была вселена и проживала в квартире на правах члена семьи нанимателя, она имела равные права с Кречетовым В.А., в том числе на участие в приватизации квартиры.
Между тем, 27.10.2006 года Морсаковой А.И. было дано нотариально удостоверенное согласие на приватизацию жилого помещения по адресу: г "адрес" без ее долевого участия, без включения в договор о передаче квартир в собственность.
Установлено, что 29.01.2007 года был заключен договор N 877 о безвозмездной передаче квартир в собственность, в соответствии с которым в собственность Кречетова В.А. была передана квартира, расположенная по адресу: "адрес", состоящая из трех комнат, общей площадью 65,5 кв.м.
Из дела следует, что Кречетовым В.А. на основании договора дарения от 09.04.2012 года указанная квартира была подарена по1\2 доли каждому сыновьям Кречетову А.В. и Кречетову С.А.
Суд установил, что в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают Кречетов В.А. (отец собственников квартиры) и Морсакова А.И. - (бабушка собственников квартиры).
При таких обстоятельствах, суд обоснованно сделал вывод о том, что Морсакова А.И.
заявитель, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого приватизация квартиры была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), приобрела право бессрочного пользования данным жилым помещением, так как на момент приватизации она имела равные права по пользованию этим жилым помещением с лицом его приватизировавшим.
Таким образом, учитывая, что общая площадь квартиры, в которой проживает Морсакова А.И., составляет 65,5 кв.м., на каждого проживающего приходится по 32,75 кв.м., т.е. что более учетной нормы.
Тот факт, что Морсакова А.И. не имеет жилого помещения на праве собственности не дает оснований для признания ее нуждающейся жилых помещениях в рамках Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда, что оснований для постановки на учет Морсаковой А.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось, в связи с чем, оспариваемое распоряжение является правомерным, оснований для его отмены у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
По мнению судебной коллегии, решение суда принято в пределах исследованных в судебном заседании доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, процессуальных нарушений и нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.