Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.,
судей Шилова А.Е., Хаировой А.Х.,
при секретаре Бирюковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Самара на решение Промышленного районного суда г. Самары от 1 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее Управление Роспотребнадзора по Самарской области) действуя в интересах обучающихся муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 131 городского округа Самара обратилось в суд с иском к администрации городского округа Самара, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 131 городского округа Самара (далее МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара) об устранении нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проведении соответствующих мероприятий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в сентябре 2014 года истцом проведена внеплановая проверка выполнения ранее выданного МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара предписания от 04.10.2012 г. N 05/1212.
В результате проверки установлено, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия в установленные сроки (до 15.09.2014 г.) не устранены, предписание не выполнено, а именно, для каждой группы не оборудованы теневые навесы из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка в соответствии с требованиями п. 3.9, 3.9.1. СанПиН 2.4.1.2660-10.
Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер, с 2010 года до настоящего времени не устранены.
Финансовое обеспечение МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара осуществляется администрацией городского округа Самара. Однако бездействие администрации городского округа Самара в отношении своевременного финансирования МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Роспотребнадзора по Самарской области просило суд обязать администрацию городского округа Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара; обязать администрацию городского округа Самара и МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара, а именно, для каждой группы оборудовать теневые навесы из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 1 июня 2015 г. исковые требования Управления Роспотребнадзора по Самарской области удовлетворены, на администрацию городского округа Самара возложена обязанность осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" в МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара.
Кроме того, на администрацию городского округа Самара и МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в указанном учреждении, а именно: - для каждой группы оборудовать теневые навесы из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
В апелляционной жалобе администрация городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области Борисов М.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента образования администрации городского округа Самара Мироненкова Л.В. полагала, что доводы жалобы являются обоснованными.
Представители администрации городского округа Самара, МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав возражения представителя истца, мнение представителя третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании ст. 25 Устава городского округа Самара администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Положением о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденным Постановлением Главы города Самары от 20 февраля 2004 г. N 33 предусмотрено, что Департамент образования администрации города Самары является структурным подразделением администрации города Самары, одной из основных его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации об образовании на территории города Самары (п.п. 1.1, 2.11, 2.12).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу требований СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м. (п. 3.9).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Из материалов дела следует, что по результатам плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ, 22.10.2010 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара выдано предписание N 05/800 об устранении выявленных нарушений.
В части оборудования теневых навесов в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", срок исполнения установлен до 15.09.2012 г.
12.09.2012 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области издано распоряжение N 05/1212 о проведении проверки в отношении МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара.
Согласно акту проверки от 04.10.2012 г. N 05/1212, выявлен факт невыполнения предписания от 22.10.2010 г. N 05/800 со сроком исполнения до 15.09.2012 г., а именно: не установлен теневой навес в соответствии с требованиями п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
04.10.2012 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара выдано предписание N 05/1212 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 15.09.2014 г. (л.д. 41).
09.09.2014 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области издано распоряжение N 05/921 о проведении проверки в отношении МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара (л.д. 37).
Согласно акту проверки от 30.09.2014 г. N 05/921 выявлен факт частичного невыполнения предписания от 04.10.2012 г. N 05/1212, а именно: не оборудованы для каждой группы теневые навесы из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка (из 5-ти групп только для двух оборудованы теневые навесы) в соответствии с требованиями п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (л.д. 38).
В силу п. 1.3 Устава, МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара по организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением, по типу -дошкольным образовательным учреждением, по виду - детским садом.
Согласно п. 1.7 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет администрация городского округа Самара.
Установлено, что МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара неоднократно обращалось в администрацию городского округа Самара для решения вопроса по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечению финансирования, однако вопрос разрешен не был.
Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиками суду не представлено.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что администрация городского округа Самара и МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара длительное время не исполняют предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области по соблюдению требований санитарных правил и норм, чем нарушаются права несовершеннолетних воспитанников дошкольного учреждения на охрану здоровья, а также требования Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения обязанности устранить нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как на администрацию городского округа Самара, так и на МБДОУ детский сад N 131 г.о. Самара.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа Самара о том, что обращение Управления Роспотребнадзора по Самарской области в суд с данным иском является преждевременным, не могут быть приняты во внимание, поскольку предписание об устранении выявленных нарушений первоначально было вынесено в 2010 году со сроком исполнения до 15.09.2012 г. Повторно предписание об устранении выявленных нарушений вынесено в 2012 году со сроком исполнения до 15.09.2014 г.
До настоящего времени нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не устранены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у администрации отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, несостоятельны, так как не освобождает ответчиков от обязанности устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом реализация полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.
Не являются основанием для отмены правильного решения суда и иные доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 1 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.