Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Родиной Т.А.,
при секретаре Подусовской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя У МВД России по г.Тольятти на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 июня 2015 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора Автозаводского района г.Тольятти, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании действий начальника Отдела полиции N21 У МВД России по г.Тольятти удовлетворить.
Признать незаконными действий начальника Отдела полиции N21 У МВД России по г.Тольятти в части неисполнения письменных обращений начальника отдела военного комиссариата Самарской области по городу Тольятти об установлении фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в связи с невозможностью вручения им повесток.
Обязать У МВД России по г.Тольятти, Отдел полиции N21 исполнять обращения отдела военного комиссариата Самарской области по городу Тольятти об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить им повести для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обеспечения их прибытия на указанные мероприятия путем вручения повесток".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения прокурора Кушниручук А.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти Самарской области в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий начальника Отдела полиции N21 У МВД России по г.Тольятти по неисполнению обращений начальника отдела военного комиссариата Самарской области по городу Тольятти об установлении фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в связи с невозможностью вручения им повесток и о возложении на У МВД России по г.Тольятти, начальника Отдела полиции N21 обязанности по исполнению вышеуказанных обращений начальника отдела военного комиссариата Самарской области по городу Тольятти.
В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки по исполнению законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе было установлен факт неисполнения сотрудниками Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти требований законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, а именно: не устанавливается местонахождение граждан, уклоняющихся от выполнения (явки) мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
04 декабря 2014 года в адрес начальника Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе, в письменном ответе на которое начальник Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти указал, что не считает себя обязанным исполнять требования федерального законодательства по розыску лиц, уклоняющихся от воинской обязанности и по установлению местонахождения лиц, уклоняющихся от мероприятий по призыву.
Полагая, что неисполнение начальником Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти обращений начальника отдела военного комиссариата Самарской области по городу Тольятти об установлении фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в связи с невозможностью вручения им повесток противоречит Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 и Порядку организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года просил удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 57-60).
В апелляционной жалобе У МВД России по г.Тольятти просит решение суда отменить, считает его незаконным (л.д. 61-63).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что вменяемые прокурором обязанности не входит в круг обязанностей, которые возложены на полицию Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такая совокупность необходимых условий по данному делу имеется.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В силу пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 01 марта 2011 года N 250 "Вопросы организации полиции", принятого в развитие Федерального закона "О полиции", в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкций, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года.
Подпунктом "ж" пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения
В силу подпункта "а" и "б" пункта 5 Инструкции начальники отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во втором полугодии 2014 года Отделом военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти в адрес органов внутренних дел г.Тольятти Самарской области направлялись обращения об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестку для явки в Отдел военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия и об установлении местонахождения граждан, а в случае установления местонахождения вручения повестки для явки в Отдел военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти.
В ходе проводимой прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти в соответствии с заданием прокуратуры Самарской области проверки соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе выявлен факт неисполнения соблюдения законодательства в указанной сфере должностными лицами Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти.
04 декабря 2014 года в адрес начальника Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе.
Начальник Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти в письменном ответе указал, что не считает себя обязанным исполнять требования федерального законодательства по розыску лиц, уклоняющихся от воинской обязанности и по установлению местонахождения лиц, уклоняющихся от мероприятий по призыву.
Разрешая заявленные требования, суд, установив, что приведенными выше нормами материального права именно на органы внутренних дел возлагается обязанность по вручению повесток под роспись гражданам, оповестить которых военными комиссариатами не представляется возможность, принимая во внимание, что изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в связи с принятием Федерального закона "О полиции" не вносились, Приказ Министра внутренних дел N 789 свое действие не утратил, в связи с чем, сотрудники полиции обязаны выполнять требования абзаца 2 части 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий начальника Отдела полиции N21 У МВД по г.Тольятти Самарской области по исполнению письменных обращений Отдела военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти об установлении фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в связи с невозможностью вручения им повесток и в соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ возложил обязанность на У МВД по г.Тольятти Самарской области, Отдел полиции N21 У МВД по г.Тольятти Самарской области исполнять в дальнейшем обращения Отдела военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти в указанной части.
Доводам апелляционной жалобы о том, что указанные функции не соответствуют основным направлениям деятельности полиции, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", судебная коллегия дает критическую оценку.
При этом исходит из того, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (часть 1 статья 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"). Выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности не относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов, поскольку в данном случае идет речь не о возложении указанных функций на органы внутренних дел, а лишь о ведомственном взаимодействии, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части несостоятельны.
Признавая необоснованными доводы органа внутренних дел о том, что розыск лиц, уклоняющихся от мероприятий по призыву на военную службу, возможен только в рамках административного либо уголовного производства, судебная коллегия исходит из того, что привлечение к ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, возможно только после того, как были исчерпаны иные меры понуждения к исполнению воинской обязанности.
Ссылка в апелляционной жалобе на Определение Конституционного Суда РФ от 05 октября 2000 года N 199-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года N 13-П по мотиву коллизии норм права не влечет отмену решения. Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, из чего ошибочно исходит податель апелляционной жалобы. Нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подзаконные нормативные акты, которые применены судом при рассмотрении дела, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Доводы апелляционной жалобы о том, что совместный Приказ Министерства обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789 и Федеральной миграционной службы Российской федерации N 197 от 10 сентября 2007 года, подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", выводы суда первой инстанции не опровергают.
Поскольку судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, и правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального закона не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя У МВД России по г.Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.