Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 марта 2015 года
по делу по иску К.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Алейска Алтайского края о признании постановления о включении квартиры в число служебных незаконным, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.С. обратился в суд с иском о признании постановления администрации "адрес" о включении квартиры в число служебных незаконным, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указал на то, что проживает в квартире по "адрес" с ДД.ММ.ГГ (ордер не сохранился). Пунктом 161 приложения N 1 к постановлению администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** жилое помещение отнесено к числу служебных на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ N *** Вместе с тем, считает, что данное постановление в части включения занимаемой им квартиры в число служебных, является незаконным и подлежит отмене, так как в спорном жилом помещении он проживает с ДД.ММ.ГГ, включение квартиры в число служебных было произведено ДД.ММ.ГГ, то есть спустя 6 лет после заселения в жилое помещение, что является нарушением правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Военный городок, в котором находится ведомственное жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает ему право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. Он обратился с заявлением о приватизации в ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, приложив все необходимые документы. При этом указанными учреждениями было сообщено, что они не наделены полномочиями на передачу жилья в собственность.
С учетом приведенных обстоятельств истец просит признать пункт *** постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** в части включения квартиры N *** по адресу: "адрес" в число служебных незаконным и подлежащим отмене, признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную в "адрес"
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 24 марта 2015 года исковые требования К.С. удовлетворены.
Признан пункт 161 Постановления администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в части включения квартиры номер *** по "адрес" в число служебных незаконным.
Признано за К.С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру номер ***, общей площадью "данные изъяты"., расположенную по "адрес"
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что спорное жилое помещение было предоставлено брату истца на основании ордера в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей, вместе с тем ордер, дающий право на вселение, в материалы дела не предоставлен. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат. В соответствии с требованиями ст. 101 ЖК РСФСР спорное жилое помещение Постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ признано служебным. До вступления в силу Жилищного кодекса РФ, постановление, отменяющее служебный статус жилого помещения не издавалось. Спорное жилое помещение является государственной собственностью РФ, было закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением Алейская квартирно-эксплуатационная часть, в настоящее время находится на балансе и в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" в соответствии с передаточным актом при присоединении Федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГ года. Положения о том, что помещения, признанные служебными до введения в действие Жилищного кодекса РФ, должны быть повторно отнесены к специализированному жилищному фонду, действующее законодательство не содержит. Министерство обороны РФ решения об исключении жилого помещения из числа служебных не принимало. По мнению ответчика, судом не учтено Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГ N *** в котором разъяснено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
В суде апелляционной инстанции представитель истца А. возражал против отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
От ФКГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации К. Ю.В. (брату истца) в ДД.ММ.ГГ была предоставлена квартира *** "адрес". Ордер не сохранился.
Согласно выписке из поквартирной карточки в квартире N *** по "адрес" были зарегистрированы К.Ю. (наниматель), К.Т. (жена), К.С.Ю. (сын) с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ., истец К.С. (брат) с ДД.ММ.ГГ г..
ДД.ММ.ГГ К.Ю. выдан сертификат-свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
К.Ю. и его супругой подписано обязательство сдать занимаемую кв. *** по "адрес"
После выезда нанимателя "адрес" в "адрес" лицевой счет открыт на истца К.С..
К.С. майор запаса проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, имеет выслугу лет в Вооруженных силах "данные изъяты". Уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Как следует из архивной выписки Архивного отдела Администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***, постановлением Администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** квартира N *** "адрес" включена в список свободных жилых помещений, подлежащих включению в число служебной жилой площади и свободные жилые помещения включены в число служебных.
На момент принятия решения о включении спорного жилого помещения в число служебных действующее законодательство предусматривало определенный порядок отнесения и признания жилых помещений к служебным.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст.104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из анализа вышеуказанных норм права усматривается, что признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо о того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение, кроме того, служебные жилые квартиры при установлении им такого статуса должны быть свободными.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиками в нарушение ст.56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств, с достаточностью и достоверностью свидетельствующих о присвоении спорной квартире статуса служебного с соблюдением вышеуказанных процедур. Поскольку на момент включения Администрацией "адрес" спорного жилого помещения в число служебных оно не являлось свободным, так как в нем проживал и имел регистрацию истец К.С..
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, а доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение имеет статус "служебного", противоречат вышеизложенным обстоятельствам дела и не влекут отмену решения суда.
Таким образом, брату истца К.Ю. в ДД.ММ.ГГ не могло быть предоставлено служебное жилое помещение, поскольку спорное жилое помещение не было отнесено к таковому. Договор найма служебного жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 106 Жилищного кодекса РСФСР, вступившего в действие с ДД.ММ.ГГ, а затем в связи с принятием действующего Жилищного кодекса РФ, с К.Ю. не заключался. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что спорная квартира была предоставлена К.Ю. в связи с военной службой в войсковой части "адрес" на условиях договора социального найма правомерен. Законность вселения и проживания К.Ю. в указанном жилом помещении ответчиками не оспаривается.
В соответствии со ст.54 ЖК РСФСР, действующей на момент вселения в спорную квартиру истца, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами семьи нанимателя, если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
В настоящее время аналогичные положения содержаться в ст.ст. 69, 70 ЖК РФ.
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 ЖК РФ и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Поскольку право пользования спорным жилым помещением К.Ю. не оспорено, он на момент вселения истца К.С. в спорную квартиру являлся нанимателем жилого помещения и вправе был совершать распорядительные действия относительно данного имущества в пределах полномочий, предоставленных жилищным законодательством.
К.С. был вселен в спорную квартиру нанимателем жилого помещения без каких-либо на то ограничений, поскольку был зарегистрирован в спорной квартире и какие либо ограничения относительно его права пользования жилым помещением не указаны в выписке из домовой книги.
После выезда и снятия с регистрационного учета нанимателя спорной квартиры К.Ю., на истца К.С. был открыт лицевой счет.
В соответствии со ст. 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае выбытия из жилого помещения нанимателя договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Соответственно после выезда К.Ю. из спорной квартиры, ее нанимателем стал К.С..
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец К.С. находится в правоотношениях с владельцем спорного жилого помещения, вытекающих из договора найма жилого помещения.
Право пользования истца спорной квартирой оспаривалось балансодержателя квартиры - 63 КЭЧ (впоследствии Алейской КЭЧ) путем подачи иска о его выселении.
Вместе с тем, решением Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГ вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований было отказано. Судом сделан вывод о вселении и регистрации в спорном жилом помещении К.С. в установленном законом порядке, последний являлся военнослужащим, не утратившим связь с Вооруженными Силами РФ, не принимал участие в программе "Государственные жилищные сертификаты".
На основании ст.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 настоящего Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст.11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из материалов дела, К.С. проживая в настоящее время в спорном жилом помещении, выразил волеизъявление о приватизации квартиры.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г.Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности", был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации "адрес" исключен.
Пунктом 7 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны Российской Федерации, указанных в приложении *** к настоящему приказу.
В приложении *** к Приказу Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ значится Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы *** по "адрес" внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложению передан и жилой дом, в котором проживает истец по "адрес"
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 422-р.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 Минобороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из изложенного, истцом правомерно заявлен иск к привлеченным к участию в деле ответчикам.
Согласно ответу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" от ДД.ММ.ГГ К.С. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы.
При указанных обстоятельствах, исходя из того, что истец ранее участия в приватизации не принимал, что подтверждается справкой *** от ДД.ММ.ГГ, выданной Алейским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, суд обосновано принял решение об удовлетворении иска.
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что жилое помещение предоставлено истцу на иных условиях, чем на условиях договора социального найма.
Ссылка в апелляционной жалобе на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 N 18-КГ14-173, не может быть принята во внимание, поскольку в указанном определении содержатся выводы по иным фактическим обстоятельствам.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене либо изменению обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.