Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 05 мая 2015 года
по делу по иску Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Тарасовой Татьяны Зиновьевны к Военному комиссариату Алтайского края о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Тарасовой Т.З. к Военному комиссариату Алтайского края о признании права на повышенный размер пенсии в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст.2 ФЗ "О ветеранах" с момента назначения ей пенсии по случаю потери кормильца, просит обязать Военный комиссариат Алтайского края произвести перерасчет Тарасовой Т.З. пенсии с учётом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", с 01 апреля 2004 г. по 31 декабря 2007 г. в размере 100 % минимального размера пенсии по старости, с 01 января 2008 года по настоящее время в размере 32 % расчётного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии и выплатить недополученные денежные средства. Обязать ответчика выплачивать Тарасовой Т.З. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной" в размере 32 % расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства. В ходе проверки установлено, что супруг Тарасовой Т.З. - Тарасов В.В. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, и в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" относится к числу лиц, указанных в подпункте "г" ст. 45 данного Закона. Тарасов В.В. умер 23.02.2004г.
С 01 апреля 2004 г. Тарасова Т.З. состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца. Согласно п. "г" ст. 45 указанного Закона для участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст.2 ФЗ "О ветеранах", предусмотрено повышение пенсии с 01.02.1993 г. по 31.12.2007 г. на 100 % минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 г. по настоящее время на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". В нарушение требований закона, ответчик выплачивает пенсию истцу без учета повышения.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 05 мая 2015 года постановлено:
Исковые требования военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Тарасовой Татьяны Зиновьевны - удовлетворить.
Признать за Тарасовой Татьяной Зиновьевной право на повышенный размер пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной" как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" с 01 апреля 2004 года.
Обязать военный комиссариат Алтайского края произвести перерасчет пенсии Тарасовой Татьяне Зиновьевне с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", с 01.04.2004 года по 31.12.2007 года в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с 01.01.2008 по день вынесения настоящего решения суда в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, выплатить недополученные денежные средства.
Обязать военный комиссариат Алтайского края выплачивать Тарасовой Татьяне Зиновьевне пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что правом на повышение пенсии на основании пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 обладают лица, в отношении которых состоялись наступившие события, обусловленные приобретением права на подобное повышение (присвоение соответствующего звания, непосредственное прохождение службы в частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, пребывание в несовершеннолетнем возрасте в качестве узника фашистских концлагерей и т.д.), что полностью корреспондирует нормам Федерального закона "О ветеранах".
Из положений статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 не вытекает право членов семьи умершего, которые не являются участниками Великой Отечественной войны и не имеют особых заслуг перед Отечеством, на получение пенсии в повышенном размере. Повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии.
Истице в соответствии с п. "д" ст.45 Закона произведено повышение пенсии на 16% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Перерасчет пенсии носит заявительный характер, однако с заявлением о перерасчете пенсии Тарасова Т.З. не обращалась, каких-либо документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны (или члена его семьи) не представляла.
В возражениях на апелляционную жалобу ВрИО военного прокурора Барнаульского гарнизона просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции процессуальный истец прокурор считал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Истец Тарасова Т.З. надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд установил, что Тарасов В.В. являлся участником войны с Японией на первом Дальневосточном фронте в составе 316 стрелкового полка,187 стрелковой дивизии, 1 Краснознаменной армии в должности командира стрелкового взвода.
Учитывая положения ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Приложение (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации) к указанному Закону, суд приходит к выводу, что Тарасов В.В. имел статус участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., что не оспаривается сторонами. Пенсионное обеспечение Тарасова В.В. производилось Военным комиссариатом Алтайского края.
Тарасов В.В. умер ДД.ММ.ГГ.,
Тарасова Т.З. состояла в браке с Тарасовым В.В. и после его смерти ДД.ММ.ГГ обратилась в Военный комиссариат Алтайского края с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением пенсионного органа истцу с 01.04.2004 г. назначена пенсия по случаю потери кормильца Тарасова В.В. К пенсии установлены надбавка на уход лицу, достигшему 80 лет.
Перерасчет пенсии Тарасовой Т.З. в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 не производился, что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым регулируется пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Указанный Закон Российской Федерации предусматривает три вида пенсий, два из которых - пенсию по инвалидности и пенсию за выслугу лет - получают сами военнослужащие, а третий вид пенсий - по случаю потери кормильца - в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N4468-1 (в редакции, действующей на момент вступления Закона в силу) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N68-ФЗ внесены изменения в пункт "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N4468-1, согласно которым повышение пенсии участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 вышеуказанного Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ в ту же норму внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с этим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Таким образом, вывод суда о наличии у Тарасовой Т.З. права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан на основании подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что надбавка, установленная пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона Российской Федерации, определяющей право на повышение пенсионных выплат.
Аналогичный вывод вытекает и из содержания абзаца 5 статьи 46 вышеуказанного Закона Российской Федерации, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, повышение пенсии в силу пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации предусмотрено не только для самих участников Великой Отечественной войны, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что повышение пенсии производится только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, перечисленным в этой статье, не основаны на нормах закона и противоречат положениям статей 29, 45, 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Доводы ответчика о заявительном характере перерасчета пенсии и об отсутствии оснований для применения ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 (в редакции, действующей на дату вступления Закона в силу) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Вместе с тем, в силу абзаца 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку Военный комиссариат Алтайского края обладал всеми необходимыми сведениями и документами об основаниях получения Тарасовой Т.З. пенсии, представления иных документов от пенсионера не требовалось, следовательно, обстоятельства для назначения истцу пенсии по потери кормильца с повышением, предусмотренным п. г ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 существовали на момент назначения истцу, то ответчик имел все основания производить перерасчет ее пенсии с учетом повышений, установленных для членов семей участников Великой Отечественной войны, получающих пенсию по случаю потери кормильца, что вытекает из системного толкования вышеуказанных норм права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым судебная коллегия не находит оснований не согласиться, о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была своевременно получена Тарасовой Т.З. по вине пенсионного органа, чем были нарушены ее пенсионные права, что влечет возложение на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом ее повышения по пункту "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Доводы жалобы ответчика о непредставлении истцом удостоверения члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны со ссылкой на статью 28 Федерального закона "О ветеранах" необоснован, поскольку для назначения пенсии по случаю потери кормильца при наличии иных документов, имеющихся у ответчика, Тарасовой Т.З. оно не требовалось, кроме того, ее право производно от права умершего супруга, который при жизни имел статус участника Великой Отечественной войны.
Безосновательной является и ссылка в апелляционной жалобе на то, что Тарасовой Т.З. произведено повышение пенсии на 16% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993 года в соответствии с п. "д" ст.45 Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Выплата пенсии Тарасовой Т.З. производилась с учетом повышения, предусмотренного пунктом "д" статьи 45 Закона (которое является меньшим по размеру, чем повышение, предусмотренное пунктом "г" статьи 45 Закона).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и дал им мотивированную оценку в судебном решении. При этом нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, суд не допустил.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по доводам, в ней изложенным, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 05 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.