Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.
судей Александровой Л.А, Тертишниковой Л.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 марта 2015 года по делу по иску Б. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ АРО ФСС РФ) с учетом последующего уточнения о возложении обязанности по предоставлению на основании заявлений от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ двух путевок на санаторно-курортное лечение в учреждение и продолжительностью, в соответствии с профилем заболевания, в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу
В обоснование требований ссылается на то, что является "данные изъяты", поэтому в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ от 17.07.1999 г. "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Истец обращалась в ГУ АРО ФСС РФ с письменными заявлениями ДД.ММ.ГГ. о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение с предоставлением справок для получения путевок на санаторно-курортное лечение, однако за период с ДД.ММ.ГГ. по настоящее время ГУ АРО ФСС РФ представило только одну путевку на санаторно-курортное лечение в 2012 году.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25.03.2015г. иск Б. удовлетворить.
На Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить Б. на основании заявлений от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ года, две путевки на санаторно-курортное лечение, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели по профилю болезни, в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит об отмене решения в части возложения обязанности предоставления Б. путевок на санаторно-курортное лечение за 2012 год, 2013 год в конкретный срок - не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование жалобы ссылается на то, что судом не учтено, что затраты государства, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, необходимые финансовые средства для их реализации выделяются из средств федерального бюджета и ограничиваются объемом выделенных Фонду социального страхования средств. Необеспечение значительного количества граждан - получателей набора социальных услуг в санаторно-курортном лечении является следствием недостаточного финансирования из федерального бюджета. Для обеспечения прав указанной категории граждан в соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека и гражданина посредством прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение, что отвечает правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N686-О и от 11.05.2012 N817-О. Возложение судом обязанности исполнить решение суда не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу нарушит права и законные интересы других граждан, не использовавших свое право на санаторно-курортное лечение и подавших соответствующее заявление. Закон допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами установленного ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", значит не содержит гарантий предоставления путевки в год обращения в исполнительный орган Фонда.
Вынося решение о возложении обязанности предоставить Б. две путевки в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, судом никак не мотивировано решение суда в указанной части. Полагают, что применение ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в данном случае недопустимо. На отделение Фонда возложена обязанность совершить действие, связанное с передачей имущества - предоставить путевку, которая имеет определенную стоимость в денежном выражении, для приобретения которой необходимо получить указанные денежные средства из федерального бюджета. Кроме того, решение суда в данной части невозможно исполнить, поскольку истец не может пройти санаторно-курортное лечение по двум путевкам одновременно.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.
Истец Б. предоставила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы ответчика без ее участия, по причине состояния здоровья.
Проверив законность постановления суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Б. является "данные изъяты", то есть лицом льготной категории, имеющим право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращения Б. в филиал *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение имели место ДД.ММ.ГГ.
Из уведомлений филиала *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Б. поставлена на очередь на получение санаторно-курортной путевки по лечебному профилю: кровообращение соответственно под номерами N ***
За период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время Б. обеспечена одной путевкой на санаторно-курортное лечение в 2012 году. За 2012, 2013 гг. путевки ей не были предоставлены по причине отсутствия достаточного финансирования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.
Федеральным законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
П. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.
В соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу п. 3.1. Порядка предоставления набора социальных услуг (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, отдельным категориям граждан обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.В силу п.3.3 Порядка отдельным категориям граждан, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Согласно п. 3.8. Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
В соответствии с п. 4 Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, законом установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем Б., являющейся инвалидом и нуждающейся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета.
В силу положений ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение не поставлено законом в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Кроме того, в Федеральным законом "О государственной социальной помощи" отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Вместе с тем, ответчиком в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер для обеспечения инвалида гарантированной государством социальной помощью в виде санаторно-курортного лечения за 2013 год.
Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного, установленного для предоставления гражданам социальных услуг, поскольку они прямо закреплены на законодательном уровне и неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установил юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства, собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок для исполнения решения суда - не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу в соответствии с положениями ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из предмета иска в части установления срока на принудительное исполнение решения суда.
Однако при этом суд не учел, что п. 1.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено в качестве составной части набора социальных услуг предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, действия ответчика по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение сопряжены с осуществлением полномочий, вытекающих из Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем не могут быть осуществлены не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, устанавливая срок на принудительное исполнение решения суда, судом первой инстанции не учтено нарушение при этом прав и законных интересов иных граждан, не использовавших свое право на санаторно-курортное лечение по состоявшимся судебным решениям. Принимая во внимание то обстоятельство, что исходя из положений п. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, судебная коллегия установление срока исполнения данного решения суда - не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, не может признать обоснованным. Между тем, полагает возможным, не отменяя решения суда в данной части исключить из решения суда указание на срок его исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Исключить из решения суда указание о предоставлении путевок в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.