Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей: Блинова В.А., Довиденко Е.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика военного комиссариата Алтайского края
на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 мая 2015 года по делу по иску военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах И.Р.С. к военному комиссариату Алтайского края о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в интересах И.Р.С. в суд с данным иском к военному комиссариату Алтайского края.
В обоснование указал на то, что прокуратурой проведена проверка прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства. В ходе проверки установлено, что супруг И.Р.С. - И.Г.А. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, и в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" относится к числу лиц, указанных в подпункте "г" ст. 45 данного Закона. И.Г.А. умер 07.07.1984. И.Р.С. состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца. Согласно п. "г" ст. 45 указанного Закона для участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст.2 ФЗ "О ветеранах", предусмотрено повышение пенсии с 01.02.1993 г. по 31.12.2007 г. на 100 % минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 г. по настоящее время на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". В нарушение требований закона, ответчик выплачивает пенсию истцу без учета повышения.
С учетом изложенного, прокурор просил:
- признать право И.Р.С. на повышение размера пенсии в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" с 01.02.1993 г. с момента назначения ей пенсии по случаю потери кормильца.
- обязать ответчика произвести перерасчет И.Р.С. пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона N4468-1 с 01 февраля 1993 года по декабрь 2007 года в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с 01 января 2008 года по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии,
- обязать военный комиссариат Алтайского края выплачивать И.Р.С. пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в размере 32% расчетного размера пенсии. который устанавливается в размере социальной пенсии.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
За И.Р.С. признано право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 1 сентября 1997 г.
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность произвести перерасчет и выплатить И.Р.С. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с 01 сентября 1997 г. по 31 декабря 2007 г. в размере 100 % минимального размера пенсии по старости, с 01 января 2008 года по день вынесения настоящего решения суда в размере 32 % расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность в последующем выплачивать И.Р.С. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что И.Р.С. на основании ст.36 Закона N 4468-1 размер пенсии по случаю потери кормильца с 01.11.1991 определяется исходя из соответствующих сумм денежного довольствия военнослужащего. В состав указанного денежного довольствия согласно ст. 43 названного Закона входит должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Из содержания указанной нормы не следует, что в расчет пенсии подлежат включению все выплаты (надбавки, повышения), получаемые пенсионером на момент смерти.
Повышение, на получение которого претендует истец, выплачивается именно участникам Великой Отечественной войны, либо других категорий, перечисленных в данной статье, к числу которых истица не относится. Кроме того, в силу положений ст.46 Закона N 4468-1 повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии, поэтому вывод суда о наличии на момент назначения пенсии всех необходимых документов в материалах пенсионного дела и возможности установления повышения к пенсии по потери кормильца необоснован.
Ответчик полагает, что повышение может производиться с момента обращения лица, получающего пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.
В силу ч.2 ст.55 Закона N 4468-1 разница между новым и прежним размерами пенсии может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Таким образом, перерасчет пенсий носит заявительный характер.
Согласно материалам дела истец с заявлением о перерасчете не обращалась, документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, не предъявляла.
Поэтому вывод суда о наличии на момент назначения пенсии И.Р.С. всех условий для установления повышения пенсии необоснован, вывод суда о наличии вины ответчика не подтвержден материалами дела.
В письменных возражениях военный прокурор просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края - М.Т.А. настаивала на удовлетворении жалобы, представитель военного прокурора Барнаульского гарнизона Х.А.Э. просил оставить жалобу без удовлетворения.
Иные лица, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, в настоящее судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя ответчика, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены ил изменения решения суда первой инстанции.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также - Закон), который предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия вывод суда о том, что размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в порядке ст.43 Закона, то есть от размера тех выплат, право на получение которых имел кормилец, находит верным.
Так, согласно ст.5 названного Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст.1 Закона, их семьи при наличии определенных условий приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Размеры пенсии по случаю потери кормильца установлены в ст.36 Закона. Согласно данной правовой норме пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" ст.21 названного Закона, в размере 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В соответствии со ст.43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу ст.44 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.
Пунктом "г" ст.45 Закона (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии) предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны (пп."а"-"ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах") на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"", вступившим в силу с 01.01.2008, в указанный пункт внесены изменения, согласно которым пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в том числе участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, И.Г.А. проходил службу в Вооруженных Силах СССР в воинских частях, входивших в состав действующей армии, принимавших участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. И.Г.А. являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., что не оспаривается сторонами. Пенсионное обеспечение И.Г.А. производилось Военным комиссариатом Алтайского края.
07.07.1984 И.Г.А. умер.
И.Р.С. состояла в браке с И.Г.А. и после его смерти, проживая в Казахстане, 29.10.1991 г. обратилась с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, пенсия ей назначена с 1 ноября 1991г.
В связи с переездом на новое место жительство пенсия Военным комиссариатом Алтайского края выплачивается истцу с 01.09.1997 г. К пенсии установлены надбавка на уход, достигшему 80 лет.
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь названными нормами права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку И.Р.С. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право как на получение пенсии по случаю потери кормильца, так и на повышение пенсии, предусмотренное п."г" ст.45 Закона.
Вопреки доводам жалобы, из системного анализа вышеназванных законоположений следует, что повышение пенсии производятся не только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы пенсионного органа о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. "б" ст.55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Вместе с тем, согласно ст.58 Закона сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, установленного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года, но только с даты назначения выплаты в Российской Федерации с 01.09.1997 г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии вины в действиях ответчика, в связи с чем, назначенная пенсия подлежит перерасчету с учетом ее повышения по п."г" ст.45 Закона с момента ее назначения.
Согласно абз.3 ст.51 Закона лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсии документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов. При этом Закон не содержит условия о дополнительном обращении за повышением пенсии и иным дополнительным выплатам к пенсиям, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей возможна только при наличии у последних соответствующего удостоверения, основаны на неправильном толковании норм материального права и верных выводов суда первой инстанции не опровергают.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.