Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Черчага С.В.,
судей Ткачевой А.А.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Сулейманове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Черчага С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Миргалиева Ирека Задихановича на решение Мишкинского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Миргалиев И.З. обратился в суд с иском к жилищной комиссии администрации СП Мишкинский сельсовет MP Мишкинский район Республики Башкортостан, администрации СП Мишкинский сельсовет MP Мишкинский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указал, что дата г. он с составом семьи 5 человек был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с программой Республики Башкортостан "Социальное развитие села".
На заседание жилищной комиссии администрации сельского поселения Мишкинский сельсовет РБ было принято решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием послужило то, что он улучшил свои жилищные условия, а именно построил жилой дом по адресу: адрес общей площадью 78,2 кв.м., в связи с чем на каждого члена семьи приходится 15,6 кв.м., в то время как по району учетная норма допускается менее 15,4 кв.м., старый дом разобран.
Истец считает снятие его с жилищного учета по данному основанию незаконным, так как ни собственником, ни нанимателем по договору социального найма указанного в решении жилищной комиссии жилого дома он не является. Недвижимого имущества в собственности ни он, ни члены его семьи не имеют; жилой дом на сегодняшний день не введен в эксплуатацию, право собственности на него не зарегистрировано.
Просил суд признать незаконным вышеуказанное решение жилищной комиссии от датаг. и обязать восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вышеприведенным решением суда в удовлетворении искового заявления Миргалиева И.З. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Миргалиев И.З. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая об ошибочности вывода об улучшении им своих жилищных условий, при том, что новый дом, возведенный им на месте старого, не достроен и не введен в эксплуатацию.
Представитель Администрации муниципального района Мишкинский район РБ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение требований оставил на усмотрение суда (исх.N12221 от 16 июля 2015г.).
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на Интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Миргалиева И.З. - Муртазина Д.Р., действующего на основании доверенности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598) установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно положениям подпункта "г" п. 4 названного Типового положения, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях указанного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п.2 ч.1 статьи 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Разрешая спор, суд руководствовался вышеприведенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 N 858 и Типовым положением "О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам", Положением "О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам".
Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Миргалиева И.З., посчитав, что истец улучшил свои жилищные условия, построив жилой дом, готовый для проживания, тогда как в соответствии с установленным порядком гражданин, молодая семья, молодой специалист исключаются органами местного самоуправления из списков: в случае изменений жилищных условий, в результате которых были утрачены основания для постановки на учет.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку суждения суда о том, что на момент вынесения обжалуемого решения улучшились жилищные условия семьи Миргалиева И.З., опровергаются материалами дела. Обосновывая свое решение суд сослался на несуществующие нормы Типового положения, в которых отсутствуют как "пп.2 п.8 Порядка", так и не прописан порядок исключения лиц из списков участников Программы.
По делу установлено, что на момент постановки на учет истец Миргалиев И.З. и его супруга ФИО5 на праве общей совместной собственности являлись сособственниками квартиры, расположенной по адресу: РБ, адрес, общей площадью ... кв.м., приобретенной ими по договору купли-продажи от датаг.
Из выписки из домовой книги от дата следует, что помимо названных лиц по указанному адресу зарегистрированы также их трое несовершеннолетних детей - ФИО6, ФИО7, ФИО8 Семья является многодетной.
В настоящее время по указанному адресу истцом возведен жилой дом лит. " ... ", дата года постройки, общей площадью ... кв.м., который в эксплуатацию не введен, согласно заключению межведомственной комиссии от дата требуется завершение чистовой отделки помещения и наружной отделки дома (л.д.40).
Какое-либо иное жильё в собственности либо пользовании Миргалиевы не имеют.
Сторонами также не оспаривается факт и подтвержден справкой Администрации МР Мишкинский район от дата, что построенный Миргалиевым И.З. дом в эксплуатацию не введен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца подтвердил, что до настоящего времени отделка дома не завершена, семья Миргалиевых занимает лишь одну комнату, закончить строительство дома нет материальной возможности.
В соответствии с положениями ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения, которыми признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Как следует из материалов дела, несмотря на то, что технический паспорт выдан истцу на возведенное им здание как на жилой дом, и на кадастровый учет строение поставлено как жилой дом, а не объект незавершенного строительства, заключением Межведомственной комиссии, назначенной Распоряжением Администрации МР Мишкинский район РБ N ... от датаг. для определения степени готовности дома Миргалиевых, по результатам обследования помещения МВК не пришла к заключению о пригодности его к проживанию, указав на необходимость завершения чистовой отделки помещений и наружной отделки дома.
Таким образом, усматривается, что семья истца в настоящее время проживает в жилом помещении, которое заключением МВК не признано пригодным к проживанию, иным жильем по норме семья не обеспечена.
При таком положении у суда не имелось оснований полагать, что жилищные условия истца были улучшены и он утратил основания, дающие право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимания, что в соответствии с утвержденным Типовым положением порядком предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, процедуры исключения либо снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не предусмотрено.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, предусмотренной приложением N 5 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (далее - Программа), которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных гражданином, указанным в пункте 17 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится: проверка правильности оформления документов, представленных заявителем, их достоверность, формирование списков граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, их направление в уполномоченные органы.
Из материалов дела усматривается, что после признания истца участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках вышеуказанной целевой программы Миргалиев был включен в вышеуказанный Список (л.д.9).
Однако в последующем, проверяя нуждаемость Миргалиева И.З. в улучшении жилищных условий орган местного самоуправления усомнился в наличии у истца права на социальную выплату для приобретения жилья, ошибочно посчитав улучшенными его жилищные условия фактом возведения жилого дома без учета пригодности его к проживанию и ввода в эксплуатацию.
Тем самым, решение о снятии его с жилищного учета, влекущее исключение из программы на получение социальной выплаты по приобретению жилья в связи с возведением дома является незаконным и нарушающим право заявителя на реализацию жилищных прав в соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 40 Конституции РФ посредством участия в указанной федеральной целевой программе и право получения социальной выплаты на приобретение жилья.
При таких обстоятельствах, с учетом требований п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, оснований для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях не имелось.
Указанным обстоятельствам не дана оценка судом первой инстанции.
С учётом вышеизложенного, решение суда нельзя признать законным, поскольку принято с существенным нарушением норм материального права и законных интересов Миргалиева И.З., что согласно пп. 4 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для его отмены и принятия нового решения об удовлетворении иска о признании незаконным решения о снятии Миргалиева И.З. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно разъяснениям, данным в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым исковые требования Миргалиева И.З. удовлетворить, признать незаконным решение жилищной комиссии администрации СП Мишкинский сельсовет MP Мишкинский район Республики Башкортостан от дата о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию СП Мишкинский сельсовет MP Мишкинский район Республики Башкортостан восстановить Миргалиева И.З. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня постановки на учет - дата.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мишкинского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Миргалиева И.З. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан от дата о снятии Миргалиева И.З. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан восстановить Миргалиева И.З. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата.
Председательствующий: Черчага С.В.
Судьи: Ткачева А.А.
Мугинова Р.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.