Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Голубевой И.В. и Свистун Т.К.
при секретаре Салимгареевой Л.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Минакова В.М. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В., объяснения Минакова В.М., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минаков В.М. обратился в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации "О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы". В обоснование указал, что он с дата постоянно проживает на территории Российской Федерации. Приговором Октябрьского районного суда адрес РБ от дата был осужден по ст. ... УК РФ к ... годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Освободился дата по истечении срока наказания. По отбытию наказания вернулся к месту прежнего жительства по адресу: адрес. Постановлением Калининского районного суда адрес РБ от дата имеющаяся судимость по приговору Октябрьского районного суда адрес РБ от дата по ст. ... УК РФ снята. Основанием для удовлетворения ходатайства о снятии судимости послужили положительно характеризующие данные о его поведении в быту, по месту жительства, по месту работы, а также возмещение ущерба в полном объеме потерпевшей стороне. дата УФМС России по РБ в адрес уведомило его о том, что его статус определен, как лица без гражданства. дата он обратился в УФМС России по РБ в адрес с заявлением о признании его гражданином РФ или о приеме в гражданство Российской Федерации. дата УФМС России по РБ уведомило его, что дата в отношении него Министерством юстиции России вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы сроком до дата, при этом копию указанного распоряжения он не получал. Полагает, что на сегодняшний день отпали все основания для признания нежелательным его пребывания на территории РФ вследствие того, что судимость по приговору Октябрьского районного суда адрес РБ в установленном порядке снята. Просил отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации "О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" от дата
Судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Минакова В.М.
В апелляционной жалобе Минакова В.М. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении заявления Минакова В.М. суд исходил из того, что распоряжение Министерства юстиции России от дата N ... "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" издано уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства.
С указанным выводом суда Судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7, часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 19, статья 21, части 1, и 2 статьи 38, часть 1 статьи 41, статья 46).
При этом исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В силу положений статьи 25.10 названного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию, так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.
При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с последним распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) управомочено принимать, в том числе Министерство юстиции России.
Полномочия Министерства юстиции России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от дата N N ...
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерством юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от дата г. N ...
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Минаков В.М. является гражданином Грузии.
Приговором Октябрьского районного суда адрес РБ от дата Минаков В.М. был осужден по ст. ... УК РФ к ... годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Минаков В.М. дата освободился из мест лишения свободы по истечении срока наказания.
Постановлением Калининского районного суда адрес РБ от дата судимость по приговору Октябрьского районного суда адрес РБ от дата по ст. ... УК РФ в отношении Минакова В.М. снята.
Согласно уведомлению УФМС России по Республике Башкортостан в адрес от дата статус Минакова В.М. определен, как лица без гражданства.
дата Минаков В.М. обратился в УФМС России по Республике Башкортостан в адрес с заявлением о признании его гражданином РФ или о приеме в гражданство Российской Федерации.
дата УФМС России по Республике Башкортостан уведомило заявителя, что дата в отношении него Министерством юстиции России вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы сроком до дата
Таким образом, как указано выше Минаков В.М. являясь гражданином Грузии, совершил на территории Российской Федерации преступление, предусмотренное ... Уголовного кодекса Российской Федерации, что подтверждается приговором Октябрьского районного суда адрес от дата.
дата ФСИН России в отношении Минакова В.М. в Министерство юстиции РФ направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
Согласно заключению ГУФСИН России по Республике Башкортостан "О необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" осужденный Минаков В.М. характеризуется отрицательно, является нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Вину в совершенном преступлении не признал.
По информации ФМС России Минаков В.М. в числе лиц принятых в гражданство Российской Федерации не значится, по вопросу документирования паспортом гражданина России не обращался. Более того, зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, либо снятым с регистрационного учета не значится.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N ... , указано, что закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, обусловленные общественной опасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан Российской Федерации, российского общества и государства является одним из основных национальных интересов Российской Федерации и выступает одновременным обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничить пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что распоряжение Министерства юстиции России от дата N ... "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав Минакова В.М.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что наличие у Минакова В.М. на территории Российской Федерации родственников, положительные характеристики не влечет, в безусловном порядке, признание решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяний заявителя, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от дата N ...
Кроме того, при принятии распоряжения Министерством юстиции РФ отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории России.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, указанным в заявлении, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата - оставить без изменения, апелляционную жалобу Минакова В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи И.В. Голубева
Т.К. Свистун
Справка: судья Сарварова Т.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.