Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 22 июля 2015 г. по делу N 33-301/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Пересады А.Н. и Мордовина А.А., при секретаре Григорьевой А.В., с участием представителя ГУ МВД России по Московской области Григорович Ю.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Московской области на решение 26 гарнизонного военного суда от 9 апреля 2015 года по заявлению Асриянца А. И. об оспаривании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Московской области (далее ЦЖБК), утвержденного начальником ГУ МВД России по Московской области об отказе во включении заявителя в состав участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" и сводный список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Мордовина А.А., выслушав выступление представителя ГУ МВД России по Московской области Григорович Ю.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Асриянц, уволенный 30 декабря 2011 года со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением штатов, и имеющий выслугу более 15 лет на службе в календарном исчислении и более 22 лет в льготном, 5 марта 2015 года подал заявление с соответствующими документами начальнику Управления министерства внутренних дел России на комплексе "Байконур" (далее - УМВД "Байконур"), в котором просил включить его и членов семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), и в списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС).
Вышеуказанные документы начальником УМВД "Байконур" были направлены для рассмотрения в ГУ МВД России по Московской области, а в последующем переданы в ЦЖБК.
Решением ЦЖБК от 17 марта 2015 года (протокол N 7), утвержденным приказом начальника ГУ МВД России по Московской области от 25 марта 2015 года N 93, заявителю отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", поскольку он не состоял до 1 марта 2005 года на учете по улучшению жилищных условий в подразделениях системы МВД России.
Полагая указанное решение комиссии незаконным, Асриянц обратился в суд с заявлением, в котором просил, признать незаконным решение ЦЖБК от 17 марта 2015 года, оформленное протоколом N 7 и утвержденное приказом начальника ГУ МВД России по Московской области от 25 марта 2015 года N 93, отменить в части отказа во включении его с составом семьи в сводный список кандидатов на получение ГЖС, а также обязать ЦЖБК включить его в 2015 году с составом семьи из 4х человек в состав участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и в списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС, а начальника ГУ МВД России по Московской области - утвердить данное решение соответствующим приказом.
Решением 26 гарнизонного военного суда от 9 апреля 2015 года заявление Асриянца удовлетворено. Суд признал оспариваемое решение ЦЖБК в отношении Асриянца в части отказа включить его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" в 2015 году, незаконным и не порождающим правовых последствий и обязал указанный жилищный орган включить заявителя в составе семьи из четырех человек, в состав участников данной подпрограммы и включить его в сводный список очередников на получение ГЖС по плану на 2015 год, а начальника ГУ МВД России по Московской области - утвердить указанные решения.
В апелляционной жалобе на это решение представитель ГУ МВД России по Московской области Григорович просит отменить его ввиду неправильного установления фактических обстоятельств дела и их неверной оценки, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
В обосновании своей просьбы она приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Как указывает автор жалобы, обосновывая свой вывод о том, что заявитель относится к категории граждан, имеющих право на получение ГЖС на основании пункта 5 подпрограммы "Жилище", как сотрудник органов внутренних дел, уволенный по организационно-штатным мероприятиям, суд необоснованно сослался на вступившее в законную силу решение 26 гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 года, поскольку данным решением отказано в удовлетворении исковых требований Асриянца к МВД России и УМВД России на комплексе "Байконур" о защите нарушенных прав и законных интересов в сфере обеспечения прав на жилище и взыскании материального и морального вреда.
Далее ссылаясь на положения ЖК РФ, Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189 - ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Правила выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 и приводя их анализ, Григорович утверждает, что подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации жилые помещения предоставляются сотрудникам и пенсионерам, принятым на жилищный учет по месту прохождения службы до 1 марта 2005 года, за которыми сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или государственных жилищных сертификатов. Принятие граждан на жилищный учет по месту службы после 1 марта 2005 года ЖК РФ не предусмотрено. Вывод суда об обратном, по ее мнению, основан на неверном толковании норм действующего законодательства и правовой позиции Конституционного Суда РФ.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав выступление Григорович, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, заявитель проживает в _ Республики Казахстан по адресу: _ жилья на территории Российской Федерации он и члены его семьи не имеют.
10 сентября 2013 года решением ЖБК "Байконур" (протокол N 8), заявитель и члены его семьи (в составе четырех человек) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения либо ГЖС) и подлежащими отселению с комплекса "Байконур" на территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ на органы государственной власти возложена обязанность в пределах своей компетенции по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения жилых помещений.
К числу таких органов, безусловно, относится и Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, Указом Президента РФ от 01 марта 2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") наделено полномочиями (п.п. 6,7 п.13 Положения) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать жилищное строительство, осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением, вести учет сотрудников органов внутренних дел и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года N 345 в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (далее - Положение).
Согласно пунктам 1-3 Положения решение указанных выше вопросов в отношении действующих сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел возложено на главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на особо важных и режимных объектах МВД России.
Кроме того, пунктом 4 того же Положения предусмотрено, что именно жилищная комиссия разрешает вопрос о признании сотрудников нуждающимися в улучшении жилищных условий, а поэтому доводы представителей ответчика о том, что этот вопрос в отношении сотрудников МВД, в том числе бывших, с 1 марта 2005 года не находится в компетенции ЦЖБК, судебная коллегия находит необоснованным.
Указом Президента РФ от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлена приоритетная форма финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, а также членов их семей, в виде выпуска и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Согласно пункту 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Анализ положений вышеназванных норм и установленных по делу обстоятельств позволяет прийти к выводу об обоснованности обжалуемого судебного решения об удовлетворении заявленных Асриянцем требований.
Принимая такое решение, суд первой инстанции, вопреки позиции представителя должностного лица, по убеждению судебной коллегии, обоснованно исходил из того, что заявитель соответствует требованиям подпункта "а" пункта 5 Правил ГЖС и имеет право на участие в подпрограмме "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и, как следствие, право на получение субсидии в форме ГЖС в учреждении федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат).
Что касается довода представителя должностного лица о том, что в обоснование своих выводов суд необоснованно сослался на решение 26 гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 года, то он также не ставит под сомнение законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления, поскольку преюдициального значения указанному судебному акту суд первой инстанции не придавал и от обязанности доказывания по настоящему делу участвующих в нем лиц в соответствии со ст.61 ГПК РФ не освобождал.
При таких обстоятельствах доводы автора жалобы, которые по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права, поводом для отмены правильного по существу судебного постановления также не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия 3 окружного военного суда;-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 9 апреля 2015 года по заявлению Асриянца А. И. об оспаривании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Московской области, утвержденного начальником ГУ МВД России по Московской области об отказе во включении заявителя в состав участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" и сводный список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Григорович Ю.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.