Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Александровой Ю.К.
судей Грибиненко Н.Н., Медведкиной В.А.
при секретаре Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Энергетики и Электрификации " " ... Л"" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года по гражданскому делу N 2-101/15 по иску Г. к Открытому акционерному обществу Энергетики и Электрификации " " ... Л"" о признании ничтожным и не подлежащим применению условий договора.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения представителя ответчика - М., действующего на основании доверенности N ... от "дата" сроком до "дата", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Г ... обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу Энергетики и Электрификации " " ... Л"" (далее - ОАО " " ... Л"") о признании ничтожным и не подлежащим применению условий договора как противоречащие требованиям закона и не подлежащими применению пункты 11.1 и 11.2 Приложения "Технические условия" к договору N ... от "дата", предусматривающие обязательства Г. "Смонтировать ввод от новой опоры ВЛ-0,4кВ от новой МТП-250/10/0,4кВ до энергопринимающего устройства. Провод применить СИП, сечением не менее 4x16 мм. На точке подключения установить устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности." "Разработку проектной документации и монтаж электрической сети 0,4 кВ в границах земельного участка Заявителя выполнить в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, Федеральным законом N 261 "Об энергосбережении", Федеральным законом N 35 "Об электроэнергетики" и нормативно-техническими документами Министерства энергетики Российской Федерации".
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года исковые требования Г. удовлетворены частично.
Суд признал ничтожным и не подлежащим применению пункт 11 Приложения "Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)" к договору N ... от "дата", предусматривающий обязательства Г. "Смонтировать ввод от новой опоры ВЛ-0,4кВ от новой МТП-250/10/0,4кВ до энергопринимающего устройства. Провод применить СИП, сечением не менее 4х16 мм. На точке подключения установить устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности".
В удовлетворении остальной части заявленных Г ... требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО " " ... Л"" ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Г. требований в полном объеме, указывая в жалобе на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, на нарушение судом первой инстанции единообразия в толковании и применении судами норм права.
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года истцом не обжалуется.
Представитель ответчика - М.., доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, настаивал на её удовлетворении.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.100), в заседание судебной коллегии не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в его отсутствие.
Поскольку в части отказа в удовлетворении заявленных Г. требований решение сторонами не обжалуется, судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения исходя из доводов апелляционной жалобы лишь в оспариваемой части.
Кроме того, каких-либо оснований к проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, поскольку выводы суда о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в неоспариваемой части основаны на правильном применении норм гражданского законодательства.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что "дата" между сторонами заключен договор N ... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Судом установлено, а сторонами не оспаривается, что принятые на себя обязательства по оплате за технологическое присоединение истец исполнил в полном объеме согласно графику платежей в размере 132 160 рублей, что подтверждается вступившим в законную силу решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", состоявшемся по результатам рассмотрения гражданского дела N ...
Пунктом 5 заключенного между сторонами договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора, то есть условия договора должны были быть выполнены до "дата".
Судом установлено также, что неотъемлемой частью договора является приложение "Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)" (далее - Технические условия).
Пункт 11.1 Технических условий предусматривает обязательства Г ... "Смонтировать ввод от новой опоры ВЛ-0,4кВ от новой МТП-250/10/0,4кВ до энергопринимающего устройства. Провод применить СИП, сечением не менее 4x16 мм. На точке подключения установить устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности.".
Заявляя требования о признании пункта 11.1 Технических условий ничтожным, Г. указал, что условия договора по технологическому присоединению регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, однако, Правилами не предусмотрена обязанность истца по выполнению каких либо работ за пределами его земельного участка, в связи с чем данный пункт Технических условий к договору NОД-ГтЭС-20949-12/24138-Э-12 от 12 декабря 2012 года является недействительным и применению не подлежит.
Разрешая по существу заявленные Г. требования в указанной части, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, верно руководствовался положениями Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.
Так, согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как верно указал суд первой инстанции, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
В соответствии с пунктом 17 Правил размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил).
Таким образом, заявитель помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт "а"); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Положения абзаца 2 пункта 19 Правил запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сетевая организация включила в договор условие, которыми распространила обязательства заявителя по выполнению мероприятий за пределами границ участка, судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о признании ничтожным и не подлежащим применению пункт 11 Приложения "Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)" к договору N ... от "дата", предусматривающий обязательства Г. "Смонтировать ввод от новой опоры ВЛ-0,4кВ от новой МТП-250/10/0,4кВ до энергопринимающего устройства. Провод применить СИП, сечением не менее 4х16 мм.".
Вместе с тем, судебная коллегия не считает возможным признать ничтожным и не подлежащим применению данный пункт Технических условий в части обязания истца установить на точке подключения устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности, поскольку положения Правил оно не нарушает, стороны были вправе возложить данную обязанность на Г.., формализованные требования к данному устройству предусмотрены Техническими условиями.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на неисполнимость условий договора ввиду того, что договор лишился существенных условий, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку, согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Условие, предусматривающее обязанность истца, провести мероприятия за пределами границ его участка, существенными, в данном случае, признаны быть не могут.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, также подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции единообразия в толковании и применении судами норм права, что, по мнению ответчика, в силу стать 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого решения суда, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку данная норма относится к вопросу пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Иных доводов, направленных на отмену обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года изменить.
Признать ничтожным и не подлежащим применению пункт 11 Приложения "Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)" к договору N ... от "дата", предусматривающий обязательства Г. "Смонтировать ввод от новой опоры ВЛ-0,4кВ от новой МТП-250/10/0,4кВ до энергопринимающего устройства. Провод применить СИП, сечением не менее 4х16 мм.".
В остальной части решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Энергетики и Электрификации " Л" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.