Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Бакуменко Т.Н., Белоногого А.В.
при секретаре
У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 июня 2015 года гражданское дело N 2-6854/14 по апелляционной жалобе администрации Невского района Санкт - Петербурга на решение Невского районного суда Санкт- Петербурга от 27 ноября 2014 года по заявлению Ц.Д.К. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Невского района Санкт - Петербурга.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения представителя заявителя Ц.Д.К. - Д.К.В., представителя заинтересованного лица администрации Невского района Санкт - Петербурга - Н.А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Невского районного суда Санкт - Петербурга от "дата" удовлетворено заявление Ц.Д.К.
Вынесенным решением признано незаконным заключение Межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга N ... от "дата".
На администрацию Невского района Санкт-Петербурга возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление о признании жилого помещения "адрес" пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
В апелляционной жалобе администрация Невского района Санкт - Петербурга просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель Ц.Д.К. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки не представил, доверил представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо, Санкт-петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт - Петербургу" своего представителя не направило, извещено судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ц.Д.К. на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома N ... , заключенного с " ... " от "дата", является собственником "адрес" (акт приема-передачи квартиры от "дата").
"дата" Ц.Д.К. обратился к застройщику с заявлением о расторжении договора долевого участия в строительстве, ссылаясь на то, что использование квартиры по назначению невозможно в связи с присутствием в квартире стойкого постороннего запаха.
"дата" застройщиком в адрес заявителя было направлено письмо об отказе в удовлетворении требований со ссылкой на невозможность выяснить источник загрязнения, поскольку заявителем самостоятельно были проведены строительно-монтажные работы, а по результатам исследований, имеющихся у застройщика, воздушная среда в квартире соответствует норма.
После чего Ц.Д.К. обратился с заявлением в Роспотребнадзор, как в уполномоченный государственный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в области защиты прав потребителей, просил обратиться в администрацию района с заявление о создании межведомственной комиссии по вопросу признания непригодной для проживания приобретенной им квартиры. Также просил провести проверку действий " ... "
"дата" заявителем был получен из Управления Роспотребнадзора ответ о том, что согласно лабораторным исследования указанная квартира содержит превышение ПДК аммиака в воздухе жилых помещений, в связи с чем материалы направлены в межведомственную комиссию администрации района для принятия мер в соответствии с их полномочиями и направлением ответа заявителю.
Согласно акту межведомственной комиссии обследования помещения от "дата" по адресу: "адрес", по заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Невском и Красногвардейском районах проведено обследование квартиры, собственником которой является Ц.Д.К.
По результатам исследования представленных на МВК документов "дата" межведомственной комиссией было принято заключение N ... , согласно которому после дополнения Протоколов лабораторных исследований от "дата" N ... и N ... размерами жилых помещений, в которых проводились исследования, и представления в МВК заключения специализированной организации о необходимости и возможности проведения мероприятий с целью приведения в соответствие качества воздуха Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, комиссией истребованы дополнительные результаты исследований, будет принято решение о соответствии (несоответствии) квартиры требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Удовлетворяя требования, суд пришел к выводу, что поскольку межведомственная комиссия не приняла одно из решений, предусмотренных пунктами 46, 47 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", то оспариваемое заключение межведомственной комиссии следует признать незаконным, возложив на заинтересованное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании помещения заявителя пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен в противоречии с требованиями материального права и является обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что противоречат материалам дела выводы суда о том, что межведомственная комиссия администрации района не приняла решение, предусмотренное пунктами 46, 47 указанного Положения N 47.
Так, в соответствии с частями 1, 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В силу положений пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, согласно пункту 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Так, согласно абзацу 2 указанного пункта 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Таким образом, указанное Положение предусматривает, что по результатам обследования межведомственная комиссия может принять не только одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, но и решение о проведении дополнительного обследования.
Как следует из материалов дела, в представленных в межведомственную комиссии результатах лабораторных исследований от "дата" N ... и N ... наименования жилых помещений "спальня" и "детская", не соответствовали наименованиям жилых помещений квартиры согласно представленному техническому паспорту.
Согласно приложению N ... к договору N ... участия в долевом строительстве многоквартирного дома, квартира, принадлежащая заявителю, имеет комнаты, обозначенные условными номерами с указанием их площади, не содержит таких наименований помещений, как "спальня" и "детская".
Полномочия межведомственной комиссии определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 47.
В Санкт-Петербурге постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года N 112 "О создании межведомственных комиссий" также определен перечень полномочий межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года N 112 "О создании межведомственных комиссий" к полномочиям Комиссии относится:
- признание соответствия (несоответствия) помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания;
- определение необходимости проведения работ по переустройству и(или) переоборудованию при переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, а также соответствия проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства;
- определение необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) в целях приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - продолжения процедуры оценки соответствия помещения установленным действующим законодательством требованиям;
- определение технической возможности исключения жилых помещений в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда и включения их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга;
- согласование проектов на переустройство и перепланировку жилых помещений без изменения их назначения;
- согласование проектов на переустройство и перепланировку жилых помещений при переводе их в нежилые и нежилых помещений при переводе их в жилые, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания.
- согласование проектов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания.
- согласование проектов на капитальный ремонт и переоборудование подвальных помещений без понижения уровня подвала.
- согласование проектов на устройство помещений для консьержей.
- согласование проектов на перепланировку нежилых помещений без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания.
- согласование проектов на устройство дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома без изменения назначения нежилого помещения.
- приемка в эксплуатацию объектов, указанных в пункте 2.1.6, кроме пункта 2.1.6.2, в соответствии с согласованной проектной документацией после завершения строительных работ.
При этом, согласно пункту 2.2 постановления N 112 комиссия осуществляет работу на основании заявления собственника помещения либо уполномоченного им лица, либо нанимателя помещения, санитарно-эпидемиологического заключения территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург, заявления (заключения) администрации района Санкт-Петербурга, Жилищного комитета, территориального органа МЧС России по Санкт-Петербургу, Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, суда, органов прокуратуры, иных органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.
То есть, исходя из вышеизложенного, не предусмотрено такой обязанности для межведомственной комиссии как проведение дополнительного инструментального обследования жилого помещения с целью устранения противоречий в документах, представленных на Комиссию, восполнения недостающих сведений в представленных документах с целью определения пригодности (непригодности) жилого помещения в доме к проживанию.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованным довод апелляционной жалобы администрации, что поскольку наименования жилых помещений "спальня" и "детская", указанных в лабораторных исследованиях от "дата" N ... и N ... , не соответствовали наименованиям жилых помещений квартиры, согласно представленному техническому паспорту, то результаты этих исследований не могли быть приняты межведомственной комиссией к рассмотрению, как относимые к предмету обследования. Соответственно, не могли являться основанием для принятия комиссией одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения N 47.
При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга N ... , а также возложение на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть заявление о признании жилого помещения "адрес" пригодным (непригодным) для постоянного проживания, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2014 года отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Ц.Д.К. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Невского района Санкт - Петербурга от "дата".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.