Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Белоногого А.В., Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2015 года апелляционную жалобу А.Е.И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2014 года по гражданскому делу N2-5535/14 по заявлению А.Е.И. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в государственной регистрации права собственности
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заявителя А.Е.И. - К.Н.Е., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу - Ж.Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Е.И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт - Петербурга с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от "дата" об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения N ... от "дата" к договору N ... купли-продажи недвижимого имущества от "дата" и обязать Управление осуществить государственную регистрацию указанного дополнительного соглашения N ... от "дата".
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отказано в удовлетворении требований А.Е.И.
В апелляционной жалобе А.Е.И. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель А.Е.И. не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, доверил представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их нрава и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли - продажи N ... от "дата" А.Е.И. и А.Л.С. передали в собственность П.В.И. принадлежащие им доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
В пункте 2.2 договора указано, что на момент подписания настоящего договора сумма покупной цены уплачена покупателем полностью.
В подтверждение фактического исполнения требований указанного договора "дата" сторонами подписан соответствующий передаточный акт к договору N ...
На основании представленных документов Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу "дата" произведена государственная регистрация права частной собственности.
Вместе с тем, "дата" А.Е.И., А.Л.С. и П.В.И. в простой письменной форме заключено дополнительное соглашение N ... к договору купли-продажи N ... от "дата", которым были внесены изменения в пункт 2.2. договора и он изложен в следующей редакции: покупная цена уплачивается покупателем с отсрочкой платежа. Покупатель обязан уплатить указанную в пункте 2.1. договора покупную цену единовременно до "дата".
"дата" А.Е.И., А.Л.С., П.В.И. отказано в удовлетворении заявления от "дата" о государственной регистрации дополнительного соглашения от "дата" к договору купли-продажи в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес"
Отказ основан на положениях абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Закона о
регистрации, согласно которого в государственной регистрации прав может
быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными
правами и уже зарегистрированными правами.
Полагая указанный отказ незаконным, заявитель ссылался на то, что поскольку заключенное сторонами дополнительное соглашение N ... является сделкой и направлено на изменение гражданских прав и обязанностей сторон по договору купли - продажи, заключенного ранее, то согласно пункту 2 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть зарегистрировано регистрирующим органом. Кроме того, на момент заключения дополнительного соглашения, государственная регистрация перехода права собственности еще не была завершена.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в регистрации дополнительного соглашения, суд пришел к выводу, что поскольку дополнительное соглашение к договору противоречит содержанию ранее зарегистрированных на основании договора купли-продажи прав, то заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 1 статьи 454, пункта 1 статьи 549, статьи 130, пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что неверным является вывод суда о невозможности в силу положений пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации изменить исполненное обязательство, поскольку изменения в договор внесены до его регистрации не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку в рассматриваемом деле об изменении условий договора сторона могла заявить до регистрации перехода права собственности на объект. Судебная коллегия полагает, что представление после регистрации права собственности дополнительного соглашения, заключенного до даты регистрации права собственности, правомерно расценено судом как соглашение, не основанное на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, статьей 407 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно статье 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, при этом, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Исходя из системного толкования норм статьи 433, пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашением сторон можно изменить только действующий договор, то есть по которому стороны не исполнили своих обязательств. Исполнение обязательств по передаче имущества и денежных средств свидетельствуют о прекращении обязательств.
Таким образом, наличие передаточного акта от "дата", свидетельствуют о надлежащем исполнении обязательства и прекращении обязательств по договору N ... Поскольку обязательства не существует, внести изменения в него невозможно.
Кроме того, довод апелляционной жалобы о том, что изменение условий о сроке оплаты стало существенным для сторон договора после заключения дополнительного соглашения не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку в силу закона указанное условие не является существенным условием договора купли-продажи, а в самом договоре купли-продажи указанное условие не поименовано как существенное.
Существенные условия договора купли-продажи недвижимости закреплены в параграфе 7 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы которого регулируют особенности заключения сделок по продаже недвижимости, и при этом не относят порядок оплаты к существенным условиям договора купли-продажи.
Так, согласно статье 554 Гражданского кодекса Российской Федерации предмет договора купли-продажи должен быть надлежащим образом индивидуализирован, то есть договор должен содержать данные, которые позволяют определенно установить недвижимое имущество.
В статье 555 Гражданского кодекса Российской Федерации в числе существенных условий названа также цена отчуждаемой недвижимости.
Существенным условием договора купли-продажи жилых помещений, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является указание на этих лиц и их права на пользование продаваемым жилым помещением.
Таким образом, поскольку из дополнительного соглашения N ... от "дата" не следует, что стороны намерены изменить цену передаваемого имущества, а лишь изменяют порядок и срок оплаты приобретаемого покупателем имущества, то в силу действующего законодательства, такое обстоятельство не может быть признано существенным условием договора купли-продажи недвижимости.
Довод апелляционной жалобы, что регистрирующим органом не обоснованно отказано в регистрации дополнительного соглашения по основаниям абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не может быть принят во внимание судебной коллегий, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, согласно статье 2 Федерального Закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 12 Федерального закона N122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. При этом Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах.
Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" его государственного учета (далее - кадастровый номер).
При этом статьей 13 Федерального закона N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен порядок государственной регистрации прав.
Так, согласно пунктам 1, 2 указанной статьи государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
При этом, государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 17 Федерального закона N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Статьей 20 Федерального закона N122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав
Так, согласно пункту 1 указанной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
На основании анализа изложенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку у Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу имелись основания для регистрации перехода права собственности, в то время как на момент обращения заявителей ( "дата") сведения об изменении прав собственности на спорную квартиру уже были внесены в Единый государственный реестр прав, то основания для отказа в государственной регистрации, в связи с имеющимися противоречиями между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, не могут быть признаны незаконным.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.