Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Бакуменко Т.Н., Белоногого А.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года апелляционную жалобу Ш.В.В. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2015 года по гражданскому делу N 2-553/15 по заявлению Ш.В.В. об оспаривании решения администрации Петродворцового района,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения представителя заинтересованного лица администрации Петродворцового района Санкт - Петербурга - Д.И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.В.В. обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт - Петербурга с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ N ... от "дата" администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга в выдаче разрешения на строительство. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать администрацию Петродворцового района Санкт - Петербурга выдать разрешение на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес"
Решением Петродворцового районного суда Санкт - Петербурга от 19 марта 2015 года Ш.В.В. отказано в удовлетворении заявленых требований.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявления.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель Ш.В.В. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившегося представителя заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ш.В.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
"дата" Ш.В.В. обратилась в администрацию Петродворцового района Санкт - Петербурга с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома площадью " ... " кв.м, на указанном участке. При этом градостроительный план участка просила запросить самостоятельно в соответствии с пунктом 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из письма N ... от "дата" администрацией Петродворцового района Санкт - Петербурга следует, что Ш.В.В. отказано в выдаче разрешения на строительство, по причине непредоставления ею градостроительного плана земельного участка, кроме того, в представленных документах отсутствует информация о максимальной высоте и строительном объеме планируемого к строительству индивидуального дома.
Полагая указанное решение незаконным, Ш.В.В. ссылалась на то, что согласно части 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если застройщик не представил градостроительный план земельного участка, то уполномоченным органом он запрашивается в органах, в распоряжении которых находится.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установив, что градостроительный план спорного участка отсутствует, в то время как администрация в рассматриваемом случае наделена лишь полномочиями по запросу имеющегося градостроительного плана, а не по его оформлению на земельный участок Ш.В.В., пришел к выводу, что действия администрации района являются правомерными, полагать их не соответствующими положением статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оснований не имеется.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений частей 1, 9, 9.1, пунктов 1-3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлен с учетом пунктов 1,2 распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 30 июня 2014 года N 8-н об утверждении Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт - Петербурга по предоставлению государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Так, статьей 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство относится к компетенции органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам (части 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса).
В силу положений части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического лица обязан в течение 30 дней подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу части 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка ... Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из содержания приведенных выше норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка носит заявительный характер, и осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Таким образом, заявитель, для подготовки документов по получению разрешения на строительство должна была изготовить, посредством обращения в уполномоченный орган, градостроительный план указного земельного участка.
Доказательств того, что до обращения в администрацию района с заявлением о выдаче разрешения на строительство, Ш.В.В. обращалась в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о выдаче градостроительного плана, материалы дела не содержат, суду апелляционной инстанции также не представлено
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку администрация района наделена полномочиями лишь по истребованию уже имеющейся документации, в то время как согласно ответу из Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт - Петербурга необходимый градостроительный план спорного земельного участка отсутствует, с учетом того, что заявителем в администрацию района не был представлен полный пакет требуемых документов, ей обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство.
Довод апелляционной жалобы Ш.В.В., что при рассмотрении спора судом не приняты во внимание требования пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который запрещает отказывать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии градостроительного плана, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку основан на неправильном толковании положений вышеприведенных норм материального и процессуального права.
Таким образом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на субъективном толковании заявителем норм материального права, и не содержат в себе оснований, влекущих отмену решения суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции, постановленное при правильном применении закона и оценке доказательств, является законным, обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.