Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев жалобу Ковалева К.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 09 июля 2015 года в отношении должностного лица - исполнительного директора ООО "УК "Гарантия" (ОГРН /__/) Ковалева К. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
27.02.2015 заместителем начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области вынесено постановление N 31 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица Ковалева К.А. и ему назначен административный штраф - 4000 рублей.
09 июля 2015 года решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска названное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением по делу и решением судьи, Ковалев К.А. подал жалобу в Томский областной суд, в которой считает принятое судьей решение необоснованным и незаконным. Ссылаясь на ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, отмечает, что его вина не была установлена. Со ссылкой на ст. 44 ЖК РФ, согласно которой общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является органом управления многоквартирного дома, и решение общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: /__/, об оставлении кровли дома без очистки от навесов и сосулек по причине маленького бюджета дома и отсутствия угрозы падения сосулек и снега отмечает, что вывод о наличии в его действиях вины не основан на материалах дела, решение вынесено незаконно. Просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания Ковалев К.А. в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявил. Дело рассмотрено без участия Ковалева К.А.
Прокурор Чмирь Н.А. полагал, что состоявшиеся по делу об административном правонарушении процессуальные решения являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав прокурора, прихожу к следующим выводам.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.22 КоАП РФ, и влечет административную ответственность - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которым зафиксировано событие административного правонарушения, причастность к его совершению должностного лица Ковалева К.А., квалификация его действий в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ, вынесено прокурором в соответствии с положениями ст. 28.4 КоАП РФ.
Дело рассмотрено на основании п. 1 ч. 2 ст. 23.55 КоАП РФ заместителем начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, всесторонне, полно и объективно и разрешено в соответствии с законом, как того требуют положения ст. 24.1 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, 05.02.2015 в ходе проверки, проведенной помощником прокурора Октябрьского района г. Томска Леонтьевой Е.В., в результате осмотра дома, расположенного по адресу: /__/, выявлено, что в нарушение п.4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, ООО "УК "Гарантия", осуществляющим обслуживание указанного дома, не исполняется обязанность по очистке кровли жилого дома от снежных навесов и сосулек.
Виновность должностного лица Ковалева К.А. в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.02.2015, актом проверки от 05.02.2015, договором об оказании услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 22.10.2013, уставом ООО "УК "Гарантия", приказом ООО "УК "Гарантия" от 08.05.2013 о вступлении в должность исполнительного директора Ковалева К.А., должностной инструкцией исполнительного директора ООО "УК "Гарантия" и другими материалами дела.
Материалы дела оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Имеющихся в деле доказательств достаточно для вывода о виновности должностного лица Ковалева К.А. в совершении административного правонарушения. Квалификация его действий по ст. 7.22 КоАП РФ соответствует обстоятельствам дела и является правильной. Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имелось.
Административное наказание Ковалеву К.А. назначено в соответствии с санкцией ст.7.22 КоАП РФ в минимальном размере.
Судья районного суда проверил дело об административном правонарушении в полном объеме, нарушений требований КоАП РФ при привлечении Ковалева К.А. к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ не усмотрел. Оценив изложенные во внесенной в районный суд жалобе доводы Ковалева К.А., судья районного суда мотивированно их отклонил, основываясь на материалах дела и положениях КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы Ковалева К.А., решение судьи районного суда является законным и обоснованным.
Что касается довода жалобы, согласно которому собственники многоквартирного дома приняли решение на общем собрании не производить чистку крыши от навесов и сосулек, то с ним согласиться нельзя в силу следующего.
Так, из договора об оказании услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 22.10.2013 следует, что управляющая организация (ООО "УК "Гарантия") по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, а также иные услуги и работы, связанные с предоставлением организационно-технических услуг в многоквартирном доме (п. 1.1). Перечни и сроки оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества формируются в соответствии с требованиями действующего законодательства и результатами осмотров общего имущества и составляются на срок не менее чем на 1 год (п. 2.2). Управляющая организация предоставляет услуги по содержанию и ремонту в границах эксплуатационной ответственности (п. 2.4). К составу общего имущества дома относится крыша (п. 1.5 приложения 1 к Договору). В своей деятельности собственник и управляющая организация обязаны руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (п. 3.1.1). Управляющая организация обязана осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства самостоятельно или с привлечением других лиц услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, а также и иные услуги и работы (п. 3.2.1). Управляющая организация имеет право в период действия договора самостоятельно определить очередность и сроки выполнения работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в зависимости от климатических условий, фактического технического состояния общего имущества, объема поступивших средств собственников и ее производственных возможностей (п. 3.2.2). Кроме того, управляющая организация вправе выполнить работы и оказать услуги, не предусмотренные в составе перечней работ и услуг, утвержденных общим собранием, если необходимость их проведения вызвана необходимостью устранения угрозы жизни и (или) здоровья проживающих в доме или угрозы наступления ущерба общему имуществу собственников помещений, о чем управляющая организация обязана проинформировать собственников помещений. Выполнение таких работ осуществляется за счет средств собственников, поступивших в счет оплаты за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества (п. 3.3.4). При необходимости приведения общего имущества в соответствие с требованиями правил безопасности управляющая компания самостоятельно определяет порядок и способ выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством требуется получение согласия собственников помещений). В случае проведения видов работ, не принятых общим собранием собственников, а также требующих затрат свыше, чем предусмотрены решениями общих собраний, управляющая организация производит необходимые работы с последующим включением собственникам помещений произведенных затрат в соответствующий тариф (п. 4.6).
Согласно должностной инструкции исполнительного директора ООО "УК "Гарантия" последний должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли, методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия (п. 3.1 раздела "общие положения"). Исполнительный директор руководит производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений (п. 1 раздела "должностные обязанности"). Исполнительный директор несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации (п. 1.2 раздела "ответственность"). С должностной инструкцией Ковалев К.А. ознакомлен 08.05.2013, то есть до совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для здоровья граждан, доступность пользования жилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом. В силу п. 11 названных правил содержание общего имущества в зависимости от природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 правил). Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 правил).
В соответствии с п. 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством эксплуатационные требования. Что касается технического обслуживания жилых домов, то рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в приложении N 4 (п. 2.2.1), согласно которому к прочим работам по содержанию жилых домов относится удаление с крыш снега и наледей. При этом удаление с кровли наледей и сосулек производится по мере необходимости (п. 4.6.1.23).
Согласно п. 3.1 общих положений должностной инструкции исполнительного директора ООО "УК "Гарантия" Ковалев К.А. должен был знать приведенные положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014), и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, и руководствоваться ими в своей работе.
Из анализа приведенных положений законодательства и договора от 22.10.2013 следует, что лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по договору с собственниками многоквартирного жилого дома (при непосредственном управлении) производят осмотр общего имущества на предмет своевременного выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям, в том числе, безопасности жизни и здоровью граждан. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия ответственными лицами решения о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленного несоответствия проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям обеспечения безопасности граждан.
Наличие на кровле наледей и сосулек представляет существенную угрозу здоровью проживающих в доме, а потому Ковалев К.А. как должностное лицо ООО "УК "Гарантия", являющегося согласно договору от 22.10.2013 управляющей организацией, в силу п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, был обязан и в соответствии с п. 3.3.4 и п. 4.6 Договора об оказании услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 22.10.2013 имел возможность выполнить такие работы, обусловленные необходимостью приведения общего имущества в соответствие с требованиями правил безопасности, за счет средств собственников, включив произведенные затраты в соответствующий тариф, предварительно проинформировав собственников помещений. При этом получение согласия собственников помещений на проведение названных работ нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводом жалобы Ковалева К.А., основанным на решении общего собрания собственников дома, обусловленном отсутствием денежных средств на содержание общего имущества дома.
Поскольку общее имущество должно содержаться в состоянии, как обеспечивающем безопасность для здоровья граждан, так и доступность пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, то само по себе отсутствие подъезда к дому и тропинок вдоль красной линии, где имеются сосульки, не исключает вышеуказанную обязанность содержать крышу дома, являющуюся общим имуществом, в надлежащем состоянии, а, следовательно, не влияет на обоснованность выводов о виновности должностного лица Ковалева К.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Существенных нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности должностного лица Ковалева К.А., существенных нарушений установленного порядка рассмотрения его жалобы в районном суде, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу, в ходе производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения жалобы не допущено, а потому оснований для удовлетворения настоящей жалобы и отмены решения судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 09 июля 2015 года, постановления по делу об административном правонарушении от 27.02.2015, а также оснований для прекращения производства по делу - не имеется.
Техническая ошибка, связанная с неправильным указанием в решении судьи районного суда от 09 июля 2015 года (во вводной части и первом абзаце описательной части) наименования юридического лица, в котором Ковалев К.А. является исполнительным директором, существо состоявшегося по делу судебного решения не оспаривает и может быть устранена в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 09 июля 2015 года в отношении должностного лица - исполнительного директора ООО "УК "Гарантия" (ОГРН /__/) Ковалева К. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Ковалева К.А. - без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.А. Цой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.