Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Кириллова К.А. на постановление судьи Артемовского городского суда Приморского края от 6 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Артемовского городского суда Приморского края от 6 июля 2015 года ОАО "Международный аэропорт Владивосток" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе защитник ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Кириллов К.А. просит постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заслушав объяснения защитника ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Кириллова К.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение старшего помощника Приморской транспортной прокуратуры Шайбековой Т.В. о законности постановления судьи, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, полагаю, что данная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ и. о. Приморского транспортного прокурора по результатам проведенной Приморской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о защите прав пассажиров, в том числе маломобильных групп населения, генеральному директору ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Лукишину И.Г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Указанное представление прокурора было оспорено ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Приморскую транспортную прокурору направлено уведомление.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Приморского транспортного прокурора, посчитав, что представление от ДД.ММ.ГГГГ фактически рассмотрено и отклонено, вынес постановление о возбуждении в отношении юридического лица ОАО "Международный аэропорт Владивосток" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Делая вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Артемовского городского суда Приморского края исходил из того, что, вопрос об обращении в суд с заявлением об оспаривании представления рассмотрен Акционерным обществом без извещения Приморской транспортной прокуратуры, что свидетельствует о неисполнении представления в части уведомления прокурора о времени и месте его рассмотрения.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Если лицо не воспользовалось указанной процедурой защиты своих нарушенных прав и по факту неисполнения представления прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления, поскольку ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009).
Из обстоятельств, установленных судьей городского суда, следует, что представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений законодательства получено ОАО "Международный аэропорт Владивосток" ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения представления установлен в течение 1 месяца с момента его получения. В период срока, установленного для устранения выявленных нарушений закона, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" оспорено указанное представление в порядке гражданского судопроизводства, о чем Приморская транспортная прокуратура уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ. На момент возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" заявление об оспаривании представления прокурора принято судом к производству и определением судьи Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ действие представления прокурора N от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до вступления в силу решения суда по заявлению ОАО "Международный аэропорт Владивосток".
Решением Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления ОАО "Международный аэропорт Владивосток" об оспаривании представления и. о. Приморского транспортного прокурора отказано.
Таким образом, месячный срок для исполнения представления прокурора N от ДД.ММ.ГГГГ начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ.
Направление ДД.ММ.ГГГГ директором правового департамента ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в адрес и. о. Приморского транспортного прокурора письма, в котором прокурор поставлен в известность о реализации Акционерным обществом своего права на обжалование представления само по себе не свидетельствует о том, что представление прокурора было рассмотрено по существу.
Таким образом, выводы судьи о том, что юридическим лицом нарушен порядок рассмотрения представления прокурора в части неуведомления прокурора о времени и месте рассмотрения представления являются ошибочными, поскольку основания для возбуждения в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неисполнения им представления прокурора в месячный срок, возникают с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку установленный законом срок рассмотрения представления не истек, то в действиях ОАО "Международный аэропорт Владивосток" отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи Артемовского городского суда Приморского края от 6 июля 2015 года вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ОАО "Международный аэропорт Владивосток" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
жалобу ОАО "Международный аэропорт Владивосток" удовлетворить.
Постановление судьи Артемовского городского суда Приморского края от 6 июля 2015 года вынесенное в отношении ОАО "Международный аэропорт Владивосток" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.