Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей Акининой Е.В., Хомутовой И.В.,
при секретаре Амосовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Топки и Топкинском районе Долбня Г.И.
на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 20 мая 2015 г. по иску Титовой Н.Г. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Топки и Топкинском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Титова Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению "Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Топки и Топкинском районе" (далее УПФР в г. Топки и Топкинском районе) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она начала заниматься лечебной деятельностью по охране здоровья населения в должности акушерки родильного отделения МБУЗ " "данные изъяты"".
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР г. Топки и Топкинского района с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Комиссии УПФР в г. Топки и Топкинском районе N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по причине невключения в её медицинский стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Спорные периоды не включены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, по причине того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ родильное отделение было закрыто на ремонт, в связи с чем был открыт экстренный акушерский пост. Однако наименование экстренный акушерский пост не соответствует Списку отделений, утвержденному Постановлением Правительства N 781 от 29.10.2002 г.
Однако, в спорный период характер ее работы в экстренном акушерском блоке соответствовал характеру работы акушерки родильного отделения, то есть ее должностные обязанности не изменились в период ремонта в родильном отделении, что подтверждается Положением об экстренном акушерском блоке.
Также не были включены в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Просит признать незаконным решение УПФР в г. Топки и Топкинском районе N от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки родильного отделения МУ "данные изъяты" в льготном исчислении, а также в части невключения периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации. Обязать ответчика включить указанные периоды работы в её специальный стаж в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев.
Истец Титова Н.Г. на удовлетворении требований настаивала.
Представитель ответчика УПФР в г. Топки и Топкинском Белобородова Л.Т., действующая на основании доверенности, с требованиями истца не согласилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУ здравоохранения " "данные изъяты"" - Бурый Р.Н., действующий на основании доверенности, требования истца поддержал.
Решением Топкинского городского суда Кемеровской области от 20 мая 2015 г. постановлено:
Признать незаконным решение государственного учреждения "Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Топки и Топкинском районе" N от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения периодов работы Титовой Н.Г. в должности акушерки родильного отделения МУ "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев), а также в части невключения в специальный стаж Титовой Н.Г. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать государственное учреждение "Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Топки и Топкинском районе" включить в специальный стаж Титовой Н.Г. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы в должности акушерки родильного отделения МУ "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев), а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Топки и Топкинском районе Долбня Г.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В жалобе указывает, что спорные периоды работы истца не могут быть включены в специальный стаж, поскольку наименование экстренный акушерский пост не соответствует Списку отделений, утв. Постановлением Правительства N 781 от 29.10.2002 г., а периоды обучения на курсах повышения квалификации не включены в перечень периодов, включаемых в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона N 173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.
В силу п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и усматривается из материалов, 28.02.2014 г. Титова Н.Г. обратилась в УПФР г. Топки и Топкинского района с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Топки и Топкинском районе от ДД.ММ.ГГГГ N истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по причине отсутствия требуемого специального стажа для назначения указанной пенсии (л.д. 8).
Согласно протоколу заседании Комиссии УПФР в г. Топки и Топкинском районе от ДД.ММ.ГГГГ N 71, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки родильного отделения МУ ЦРБ Топкинского района возможно засчитаны в специальный стаж истца в календарном порядке, поскольку в указанный период родильное отделение было закрыто на ремонт, открыт экстренный акушерский пост, который не значится в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев. Кроме того, в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего пенсионного и трудового законодательства, признал необоснованным отказ ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы истца в должности акушерки родильного отделения МУ ЦРБ Топкинского района, а также нахождения на курсах повышения квалификации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка, согласно требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 г. были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.01.2002 нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды работы истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 принятым на основании ст. 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991, регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев, один год работы медицинских работников в сельской местности засчитывается в стаж из расчета один год работы за один год и три месяца.
В соответствии с п. 4 приведенных Правил 2002 года, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Согласно п. 5 Правил 2002 года, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Перечнем структурных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года засчитывается работа в должности акушерок, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе акушерском, акушерском физиологическом, акушерском обсервационном, акушерском патологии беременности, родовом (родильном).
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность применения льготного исчисления периодов работы при одновременном соблюдении условий: работа в определенной должности и в определенном структурном подразделении стационаров медицинских учреждений.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года.
В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (Приложение к Правилам, утвержденным Постановлением N 1066) предусмотрены оперирующие врачи - специалисты всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров, к числу которых отнесены акушерское обсервационное, акушерское физиологическое, акушерское патологии беременности, гинекологическое отделения (пункт 1), а также медицинские сестры-анестезисты, медицинские сестры, в том числе старшие отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (пункт 2).
Из материалов дела усматривается, что Титова Н.Г. начала трудовую деятельность в должности акушерки родильного отделения МБУЗ "адрес" (л.д. 9-11).
В связи с ремонтом родильного отделения, истец Титова Н.Г. временно стала работать в ином по наименованию "данные изъяты"
При этом в трудовой книжке истца отсутствует запись о переводе ее в иное медицинское учреждение.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки родильного отделения МУ "данные изъяты", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что работа истца проходила в экстренном акушерском блоке, который не значится в перечне структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, не может влиять на право истца исчисления спорных периодов в льготном, а не в календарном порядке.
Как верно указал суд первой инстанции, спорные периоды, характер работы акушерки экстренного акушерского блока соответствовал характеру работы акушерки родильного отделения, что подтверждается Положением об экстренном акушерском блоке "данные изъяты", утвержденным приказом главного врача РТМО N от ДД.ММ.ГГГГ г., из которого следует, что он экстренный акушерский блок входит в состав стационарных подразделений "данные изъяты". При этом, основными задачами Блока являлось оказание экстренной акушерской помощи роженицам, нетранспортабельным в ЛПУ г. Кемерово. Проведение срочных оперативных родоразрешений осуществлялось на площади "чистой" операционной хирургического отделения (л.д. 87, 87 об.).
Проанализировав положения действующего законодательства, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что закрытие родильного отделения, работа в котором давала истцу право на досрочную трудовую пенсию и осуществление ею аналогичной работы в экстренном акушерском блоке, с учетом посменного характера работы, не может нарушать её прав на предусмотренную законодателем досрочную трудовую пенсию по старости и исчисление специального стажа в льготном порядке: один год работы за один год и шесть месяцев.
Признавая незаконность действий ответчика в части невключения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., суд правильно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего на момент одного их спорных периодов, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что нахождение на курсах повышения квалификации являлось для истца обязательной частью ее трудовой деятельности, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации также обоснованно включены судом в специальный стаж истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных обстоятельствах, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна. Суд отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений и привел в решении мотивы, по которым он не согласен с доводами ответчика.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Топки и Топкинском районе Долбня Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: Е.В. Акинина
И.В. Хомутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.