Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Сорокина А.В., Хомутовой И.В.
при секретаре: Амосовой Т.С.
с участием прокурора Волковой А.Г.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе директора филиала N 8 Государственного учреждения-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Тюкавиной Е.А. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области
от 27 мая 2015 года
по иску прокурора города Мариинска в интересах ФИО1 к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N8 об обязании обеспечить инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Мариинска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском Государственному учреждению-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту-ГУ-КРОФСС) об обязании обеспечить инвалида путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения Филиалом N 8 ГУ- КРОФСС РФ действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения санаторно-курортным лечением было установлено, что ФИО1 как инвалид признан нуждающимся в санаторно-курортном лечении, однако на его неоднократные обращения, начиная с 2011 года и до настоящего времени путёвка ему не предоставлена.
Прокурор, ссылаясь на нормы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", полагает, что не обеспечение ФИО1 санаторно-курортным лечением в установленные сроки является нарушением социальных прав, предусмотренных действующим законодательством о социальной защите инвалидов, гарантированных государством, наличие/отсутствие ассигнований также не является основанием для отказа в предоставлении путёвки, поскольку влечёт нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, в связи с чем просил обязать филиал N 8 Государственного учреждения Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации выдать ФИО1 путёвку на санаторно-курортное лечение в соответствии с письменным заявлением о предоставлении путёвки от 28.11.2011 и справкой формы 070/у-04 от 13.04.2015 N 4284.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2015 года постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ФИО1 путёвку на санаторно-курортное лечение.
В апелляционной жалобе директор филиала N 8 Государственного учреждения-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Тюкавина Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что при вынесении решения суд не учёл, что выделяемые ассигнования для санаторно-курортного лечения граждан-получателей набора социальных услуг используются Фондом в полном объёме на приобретение и предоставление путёвок на санаторно-курортное лечение.
Также суд не учёл правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 03.04.2014 N 686-О, где указано, что не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что-при условии соблюдения указанной последовательности- согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 Конституции РФ.
Учитывая, что ежегодное предоставление путёвок на санаторно-курортное лечение действующим законодательством не предусмотрено, а очередь ФИО1 по состоянию на 13.04.2015 составила 42, он сохраняет за собой право на предоставление путёвки, которое и будет реализовано с соблюдением очередности.
Просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ГУ-КРОФСС.
Прокурором города Мариинска на апелляционную жалобу принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора Волковой А.Г., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законно от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По общему правилу, сформулированному в статье 6.3 указанного Федерального закона, периодом предоставления гражданам этой социальной услуги является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрёл право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Данный порядок регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 3.3 указанного Порядка организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 3.7 Порядка предусмотрено, что при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Согласно пункта 3.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан исполнительные органы Фонда социального страхования и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путёвки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является инвалидом II группы(л.д.8).
По медицинским показаниям ему рекомендовано санаторно-курортное лечение, в связи с этим 28.11.2011 года он обратился в филиал N 8 ГУ КРОФСС с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение(л.д.9,10).
28.11.2011 года он поставлен на учёт для получения путёвки на санаторно-курортное лечение. Согласно справке для получения путевки от 17.11.2011 года N 5306, от 03.04.2014 года N 1854, от 13.04.2015 года N 4284 ФИО1 рекомендовано санаторно-курортное лечение (л.д.9-12).
Из информации ответчика, в 2011-2014 годах путёвка ФИО1 не была предоставлена ввиду недостаточности средств федерального бюджета, выделяемых региональному отделению на эти цели, его очередьN42, решение о предоставлении путёвки будет принято по мере поступления путёвок (л.д.13-15).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, и обязывая ГУ КРОФСС РФ предоставить ФИО1 путёвку на санаторно-курортное лечение, суд исходил из того, что недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
В силу пункта 4 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации. Денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мер социальной помощи отдельным категориям граждан по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации, который распределяет их по территориальным отделениям на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключёнными с ними договорами (п.п.4,11,19-21 Правил).
Согласно пункту 4 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864(в редакции от 26.12.2013 N 1294) объём финансирования расходов по предоставлению гражданам путёвок на санаторно-курортное лечение (Vск) определяется по формуле: Vск = Nск x Чск x 12, где:
Nск - норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, утверждаемый ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
Чск - численность граждан из числа включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг в соответствии со статьёй 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.
По данным ГУ КРОФСС РФ по состоянию на 1.10.2014 г. на учёте состоит 368 лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 11 мая 2012 года N817-О и от 3 апреля 2014 года N 686-О, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объём финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения за получением путёвки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма
Также не противоречит действующему законодательству предоставление путёвок на санаторно-курортное лечение в последовательности, определяемой датой регистрации заявлений граждан.
Исходя из позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года N 686-О, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17(часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит в списке лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, его очередь N42, право на внеочередное санаторно-курортное лечение у ФИО1 отсутствует.
Таким образом, истец не имеет приоритетного права на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение перед лицами, обратившимися в Фонд за получением путёвки ранее ФИО1
Анализ приведённых правовых норм с учётом правовой позиции Конституционного суда, позволяет сделать вывод о том, что законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в настоящее время не имеется, так как очерёдность ФИО1 на получение санаторно-курортной путёвки не наступила.
По смыслу действующего законодательства, если гражданин в течение календарного года не был обеспечен путёвкой на санаторно-курортное лечение, то данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет право на её предоставление.
Таким образом, право на получение путёвки на санаторно-курортное лечение у ФИО1 сохраняется. В связи с чем, не имелось оснований считать, что право истца на получение путёвки на санаторно-курортное лечение было нарушено.
Кроме того, срок для предоставления санаторно-курортной путёвки со дня обращения гражданина на законодательном уровне не установлен. Установление годичного срока само по себе не регулирует порядок предоставления путёвок.
В данном случае отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение не происходило.
Поскоьку право на получение путёвки на санаторно-курортное лечение не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке с соблюдением очередности, судебная коллегия считает, что действиями ответчика права истца не нарушаются, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора города Мариинска в интересах ФИО1 к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N8 об обязании обеспечить инвалида путёвкой на санаторно-курортное лечение во внеочередном следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2015 -отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора города Мариинска в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N8 об обязании обеспечить инвалида путёвкой на санаторно-курортное лечение -отказать
Апелляционную жалобу директора филиала N 8 Государственного учреждения-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Тюкавиной Е.А.- удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.