Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гребенщиковой О.А.,
судей Потловой О.М., Гордиенко А.Л.,
при секретаре Беловодском А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района Крамаренко М.В. на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 08 июня 2015 года
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к администрации Кемеровского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (далее Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к администрации Кемеровского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования мотивированы тем, что в июне-июле 2014 года в Управление поступили обращения Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области и Прокуратуры Кемеровского района с направлением для рассмотрения жалобы на загрязнение почвы химическими веществами в ...
С целью определения содержания пестицидов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области" в июле 2014 года проведены лабораторные исследования почвы земельного участка в месте предположительного загрязнения в ...
По результатам лабораторного контроля в образцах почвы обнаружено содержание трех хлорорганических пестицидов: ДДТ, ГХЦГ и гексахлорбензола. Максимальное превышение предельно-допустимой концентрации ГХЦГ в отобранных образцах почвы составило 33 раза, гексахлорбензола - 185 раз. Содержание ДДТ предельно-допустимую концентрацию не превышает. О сложившейся ситуации Управление проинформировало Администрацию Кемеровского муниципального района (письмо Управления от 16.07.2014 N ... ).
В соответствии с экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области" от 27.11.2014 N ... : пробы почвы, отобранные в ... , по содержанию показателей ГХЦГ и его изомеров, ДДТ и его метаболитов и гексахлорбензола представленные образцы почвы по степени химического загрязнения относятся к категории "чрезвычайно опасная" по содержанию ГХЦГ и его изомеров, ДДТ и его метаболитов и гексахлорбензола в соответствии с требованиями Приложения 1 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы". Содержание потенциально опасных для человека химических веществ в почве превышает предельно-допустимые концентрации, установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами, что является нарушением ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", п. 1.4 ГН 1.2.3111-13 "Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей - среды (перечень)".
Ответственность за выявленные нарушения возложена на Администрацию Кемеровского муниципального района, которая привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Хлорорганические пестициды, содержащиеся в почве в ... , утратили свои потребительские свойства, то есть в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются отходами производства и потребления. Отходы пестицидов, утративших потребительские свойства, внесены в федеральный классификационный каталог отходов (код 11412000000), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов".
Таким образом, со стороны Администрации Кемеровского муниципального района допущено незаконное бездействие в части непринятия мер по ликвидации очага загрязнения почвы пестицидами, которое является прямой и основной причиной нарушения прав неопределенного круга лиц и может привести к массовому нарушению прав граждан на безопасную среду обитания, причинить вред здоровью людей и окружающей среде.
С учетом уточнения исковых требований просил понудить ответчика организовать проведение мероприятий по ликвидации очага загрязнения почвы пестицидами площадью 166,8 кв.м., расположенного в ... в границах точек М, N, R, Н в соответствии с прилагаемой схемой, путем захоронения на специальном полигоне токсичных промышленных отходов в срок до 01.08.2015 г..
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Окс Е.И., Куприянова А.И., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании на требованиях настаивали.
Представитель ответчика администрации Кемеровского муниципального района Крамаренко М.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель третьего лица - администрации Кемеровской области Потикун Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 08 июня 2015 года постановлено:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к администрации Кемеровского муниципального района о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района организовать мероприятия по ликвидации очага загрязнения почвы пестицидами площадью 166,8 кв.м., расположенного в ... в границах точек М, N, R, Н в соответствии с прилагаемой схемой, путем захоронения в специальном полигоне токсичных промышленных отходов в срок до 01.08.2015 г.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района Крамаренко М.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что Администрация Кемеровского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку не наделена полномочиями по утилизации пестицидов.
Судом первой инстанции не дана оценка доводу ответчика о необходимости применения специальной нормы действующего законодательства в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, согласно которой полномочия по утилизации пестицидов возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Администрация Кемеровского муниципального района в установленном порядке не наделена отдельными государственными полномочиями по утилизации пестицидов.
Судом не принят довод администрации Кемеровского муниципального района о неподлежащем применению к данным правоотношениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Судом первой инстанции неверно применены нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Удовлетворяя исковые требования, суд в решении указал, в том числе на статью 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на статью 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Межгосударственный ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", которые не подлежат применению.
Судом первой инстанции не принят довод ответчика об отсутствии доказательств бесхозяйности пестицидов.
Решение суда не содержит выводов о бесхозяйности указанных пестицидов, более того, не представлено в материалы дела ни одно доказательство о бесхозяйности пестицидов.
Спорные пестициды расположены на земельном участке, принадлежащем на праве собственности третьему лицу, однако судом данное лицо не привлекалось к участию в деле.
Указывает, что постановление о привлечении к административной ответственности администрации Кемеровского муниципального района по статье 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не порождает обязанность администрации Кемеровского муниципального района организовать утилизацию пестицидов, а лишь указывает на непринятие администрацией Кемеровского муниципального района мероприятий не связанных с их утилизацией, в связи чем, не может являться обоснованием удовлетворения исковых требований,
На апелляционную жалобу представителем истца Окс Е.И. поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя Кемеровского муниципального района Краморенко М.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Изеркину Е.А. и Куприянову А.И., возражавших против доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды предусматривает деятельность, направленную на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии с частью 2 статьи 7 названного Закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в числе прочего, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Статьей 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в почвах сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Согласно статье 24 Федерального закона N 109-ФЗ от 19 июля 1997 года "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов, и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченным федеральным органом, исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Кемеровского муниципального района в ... был установлен факт ненадлежащего хранения опасных химических веществ, которые относятся к опасным отходам и представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Предполагаемый срок захоронения химических веществ более 10 лет, собственник пестицидов не установлен.
Постановлением Центрального районного суда г. Кемерово от 11.02.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КРФобАП, администрация Кемеровского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного с. 6.3 КРФобАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб ... Решением Кемеровского областного суда от 06.04.2015 г. постановление Центрального районного суда г. Кемерово от 11.02.2015 г. оставлено без изменения.
Также судом установлено, что агрохимикаты, пришедшие в негодность, хранятся в месте специально для их хранения не предназначенном.
Согласно экспертно санитарно-эпидемиологических заключений по гигиенической оценке результатов лабораторных испытаний от 15.05.2015 г., от 04.06.2015 г. по результатам проведенных лабораторных испытаний установлено, что пробы почвы, отобранные по адресу: "адрес", ... , земельный участок, расположенный вдоль заборов домов NN 23, 25, 27 по "адрес" и прилегающей к "адрес" в точках А (на глубине 0,2 м., 0,5-0,6 м., 1.1м.), В (на глубине 0,2 м., 0,5-0,6 м., 1.1м.), С (на глубине 0,2 м., 0,5-0,6 м., 1.1м.), Д (на глубине 0,2 м., 0,5-0,6 м., 1.1м.), Е (на глубине 0,2 м., 0,5-0,6 м., 1.1м.), М (на глубине 0,2 м.), N (на глубине 0,2 м.), R (на глубинах 0,2 м., 0,5-0,6 м., 1,1 м.), Н R (на глубинах 0,2 м., 0,5-0,6 м., 1,1 м.) не соответствуют требованиям действующих санитарно-эпидемиологических, гигиенических норм и правил: СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" Приложение 1, ГН1.2.3111-13 "Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды" раздел I п.1.4., раздел II.
Разрешая спор по существу, исследовав и проанализировав представленные в дело доказательства, санитарно-эпидемиологические заключения, с учетом норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области об обязании администрации Кемеровского муниципального района организовать мероприятия по ликвидации очага загрязнения почвы пестицидами площадью 166,8 кв.м., расположенного в ... в границах точек М, N, R, Н в соответствии с прилагаемой схемой, путем захоронения в специальном полигоне токсичных промышленных отходов в срок до 01.08.2015 г.
Указанные выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной оценке исследованных доказательств и оснований для признания их необоснованными, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Кемеровского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по данному спору, т.к. не наделена полномочиями по утилизации пестицидов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и служить основаниями для отмены решения суда.
Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п.п. 8, 10, 13 ч. 1 ст. 7 Устава Кемеровского муниципального района, принятого решением Кемеровского районного Совета народных депутатов 28.01.2011 N 496 (ред. от 14.10.2014), к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, муниципальный район отнесен к субъектам природоохранной деятельности, на которые возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Кемеровского муниципального района находятся отходы пестицидов, утратившие потребительские свойства, которые внесены в федеральный классификационный каталог отходов (код 11312000000), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов". Таким образом, данные отходы являются отходами производства и потребления. Поэтому суд первой инстанции при разрешении требований обоснованно применил нормы Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" к отношениям, связанным с утилизацией утративших потребительские свойства пестицидам, а не положения статьи 24 Федерального закона N 109-ФЗ от 19 июля 1997 года "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что отходы пестицидов, собственник которых не установлен, находятся на территории Кемеровского муниципального района.
Согласно примечанию к пункту 77.8 Межгосударственного стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по утилизации пришедших в негодность агрохимикатов.
Доводы жалобы о том, что решение суда не содержит выводов о бесхозяйности указанных пестицидов, судебная коллегия также отвергает, как несостоятельные, поскольку доказательств наличия собственника указанных химических отходов, ответчиком в силу положений статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Доводы жалобы о том, что постановление о привлечении к административной ответственности администрации Кемеровского муниципального района по статье 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не порождает обязанность администрации Кемеровского муниципального района организовать утилизацию пестицидов, необоснованны, поскольку указанное постановление является одним из представленных в дело доказательств наличия на территории муниципального района опасных химических отходов. Данные доказательства судом исследованы в совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом обстоятельств дела, суд дал им надлежащую оценку согласно положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна.
Таким образом, доводы жалобы не основаны на законе и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: О.А. Гребенщикова
Судьи: О.М. Потлова
А.Л. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.