судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Казачкова В.В.,
судей: Першиной И.В., Ветровой Н.П.,
с участием прокурора Фазульяновой А.Б.,
при секретаре Черновой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Директора ГУ КРОФСС РФ филиал N 12 Мингатиной Е.Н. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июня 2015 года
по делу по иску Прокурора г. Белово в защиту интересов Ш.С.В. к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению средств реабилитации,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Белово обратился в суд с иском в защиту интересов Ш.С.В. к ГУ КРОФСС РФ о возложении обязанности по предоставлению средств реабилитации.
Требования мотивировал тем, что в прокуратуру города поступило обращение Ш.С.В. о нарушении права на социальную поддержку государства в связи с непредставлением за счет средств Фонда социального страхования РФ средств реабилитации инвалида абсорбирующего белья и подгузниками.
Ш.С.В., ... г. рождения повторно согласно справке СМЭ от ... г. признана инвалидом первой группы бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной Бюро N 19 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области" Министерства труда социальной защиты Российской Федерации N ... от ... г. Ш.С.В. рекомендованы в числе прочих технические средства реабилитации - абсорбирующее белье 30 штук в месяц и памперсы 60 штук в месяц бессрочно.
Ш.С.В. в июне 2011 года обратилась в Филиал N 2 ГУ КРОФСС с заявлением о предоставлении средств реабилитации, в том числе памперсов и пеленок.
Решением Ш.С.В. поставлена в филиале N 2 ГУ КРОФСС РФ на учет по обесценению техническими средствами реабилитации.
Фактически за период с 20.06.2011 г. по 01.05.2015 г. Ш.С.В. обеспечена памперсами только в количестве 2460 штук, при норме 2780 штук. Пеленками за указанный период обеспечена в количестве 840 штук, при норме 1370 штук.
За период с 20.06.2011 г. по 01.05.2015 г. Ш.С.В. не обеспечена подгузниками в количестве 320 шт., пеленками в количестве 550 штук, тем самым нарушены гарантированные государством и предусмотренные ч.1 ст. 39 Конституции РФ, ст. 9,10,11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" права данного гражданина на предоставление технических средств реабилитации.
Просил обязать филиал N 2 ГУ КРОФСС РФ предоставить Ш.С.В., за период с 20.06.2011 г. по 01.05.2015 г. технические средства реабилитации - подгузники года в количестве 320 штук, абсорбирующее белье - пеленки в количестве 550 штук.
В судебном заседании прокурор города Белово Шадеев С.Е. исковые требования поддержал.
В судебное заседание истица Ш.С.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Прошина О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июня 2015 года постановлено:
Обязать ГУ КРОФСС РФ в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Ш.С.В., ... г. рождения технические средства реабилитации: подгузники в количестве 350 штук, абсорбирующее белье - пеленки в количестве 520 штук.
Взыскать с ГУ КРОФСС РФ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... рублей.
В апелляционной жалобе Директор ГУ КРОФСС РФ филиал N 12 Мингатина Е.Н. просит решение суда отменить, как незаконное.
Указывает на отсутствие нарушений ГУ КРОФСС РФ по обеспечению Ш.С.В. техническими средствами реабилитации.
Полагает, что судом не был учтен порядок и механизм финансирования территориальных органов Фонда социального страхования РФ в соответствующем финансовом году в целях обеспечения граждан льготной категории техническими средствами реабилитации, финансируемых за счет средств федерального бюджета, доводимых до Фонда социального страхования РФ.
Законодательством установлено, что обязанность Фонда по обеспечению граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение ограничена рамками финансирования соответствующих расходов из федерального бюджета.
Поскольку источником финансирования данной социальной услуги являются средства федерального бюджета, то возложение обязанности на ГУ-КРОФСС РФ по обеспечению техническими средствами реабилитации сверх выделенных из федерального бюджета средств является незаконным, однако при рассмотрении дела судом первой инстанции данный факт не учтен.
Ш.С.В. была обеспечена техническими средствами реабилитации: подгузниками в количестве 2490 штук, пеленками в количестве 900 штук. При этом Ш.С.В. данные технические средства реабилитации частично приобретались самостоятельно, в связи с чем была выплачена компенсация в размере и порядке, установленным действующим законодательством.
В настоящее время Ш.С.В. состоит на учете в филиале N 2 по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Прокурором не представлено доказательств того, что со стороны ГУ КРОФСС РФ имел место быть отказ от обеспечения техническими средствами реабилитации, а также какое-либо бездействие.
В дополнениях к апелляционной жалобе Директор ГУ КРОФСС РФ филиал N 12 Мингатина Е.Н. указывает, что решение Беловского городского суда от 05.06.2015 г. в части возложения на ГУ-КРОФСС РФ обязанности обеспечить Ш.С.В. подгузниками в количестве 350 штук и впитывающими пеленками в количестве 520 штук за прошлый период, согласно заявленных прокурором требований, незаконно и подлежит отмене.
Просит учесть, что обращение гражданина, имеющего право на получение технических средств реабилитации с соответствующим заявлением к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в технических средств реабилитации, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой территориальный орган Фонда социального страхования РФ проводит мероприятия по проведению соответствующих закупочных процедур и заключению государственных контрактов в рамках доведенного финансирования из федерального бюджета в целях обеспечения граждан льготной категории техническими средствами реабилитации.
Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы являются только распорядителями доведенных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и не могут являться инициаторами по приобретению технических средств реабилитации для граждан льготной категории за пределами доведенных ассигнований.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в том числе абсорбирующим бельем, подгузниками и специальными средствами при нарушении функции выделения за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств за текущий и прошлый периоды.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, заслушав мнение прокурора Фазульяновой А.Б. и представителя ответчика - Прошиной О.Н., настаивавших на своих правовых позициях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Статьей 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что реабилитация инвалидов представляет систему медицинских, педагогических, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и протезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р и включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации абсорбирующее белье, подгузники (пункт 22).
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2); обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (пп. "а" п. 3); техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигновании бюджета Фонда социального страхования РФ (п. 6, п. 16).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ш.С.В., ... года рождения, является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ от ... года.
В отношении Ш.С.В., составлена индивидуальная программа реабилитации N ... от ... г., которой предусмотрено обеспечение Ш.С.В., техническими средствами реабилитации - абсорбирующее белье 30 штук в месяц и памперсы 60 штук в месяц бессрочно.
Судом установлено, что Ш.С.В. в июне 2011 года обратилась в Филиал N 2 ГУ КРОФСС с заявлением о предоставлении средств реабилитации, в том числе и памперсов и пеленок.
Решением Ш.С.В. поставлена в филиале N 2 ГУ КРОФСС РФ на учет по обесценению техническими средствами реабилитации.
Фактически за период с 20.06.2011 по 01.05.2015 года Ш.С.В. обеспечена памперсами только в количестве.2460 штук, при норме 2780 штук. Пеленками за указанный период обеспечена в количестве 840 штук, при норме 1370 штук.
Однако за период с 20.06.2011 по 01.05.2015 года Ш.С.В. не обеспечена подгузниками в количестве 320 шт., пеленками в количестве 550 штук, что не оспаривалось ответчиком.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несоблюдение ГУ КРОФСС требований федерального законодательства по предоставлению технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, нарушает права инвалида Ш.С.В.
Принимая во внимание, что Ш.С.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и ответчиком не оспаривается его право на получение технических средств реабилитации (подгузников и абсорбирующего белья - пеленок), предусмотренных пунктом 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву, что обязанность фонда по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации ограничена рамками финансирования соответствующих расходов из федерального бюджета.
Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, судом правильно был сделан вывод о необходимости взыскания данных средств с ответчиков. Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Государственного учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности по предоставлению Ш.С.В. технических средств реабилитации - подгузников, пеленок за счет средств Фонда Социального страхования является правомерным. В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения неверно определен источник финансирования данного вида социальной помощи - не может являться бесспорным основанием для отмены решения суда.
Довод апелляционной жалобы о возможности самостоятельного приобретения Ш.С.В. технических средств, предусмотренных программой реабилитации, с дальнейшей компенсацией понесенных расходов не влияет на правильность выводов суда, поскольку Ш.С.В. избрала способ защиты нарушенного права согласно положениям ст. ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Приобретение средств реабилитации самим инвалидом с последующей компенсацией является правом, а не обязанностью инвалида.
Доводы в дополнениях к апелляционной жалобе о невозможности выдачи технических средств реабилитации за прошедший период являются несостоятельными, основанным на неверном применении норм материального права. Истечение срока, за который Ш.С.В. следовало предоставить средства реабилитации, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида на получение указанных средств в натуре.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд обоснованно, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, удовлетворил требования прокурора.
Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка, согласно ст. 67 ГПК РФ, поэтому решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика в суде первой инстанции при разрешении спора, данные доводы были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июня 2015 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ГУ КРОФСС РФ филиал N 12 Мингатиной Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Казачков
Судьи: И.В. Першина
Н.П. Ветрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.