Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Сенякина И.И.
судей Полшковой Н.В. и Судак О.Н.,
с участием прокурора Пасечник Е.И.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 08 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Мостовой А.И. к администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области, Совету депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области и главе Акбулакского поссовет Акбулакского района Оренбургской области о признании распоряжения главы Акбулакского поссовета от (дата) N об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мостовая А.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что она работала в Акбулакском поссовете в должности председателя Контрольно-счётной комиссии Акбулакского поссовета с (дата), на основании трудового договора от (дата) N, заключенного с главой Акбулакского поссовета сроком на ***.
Распоряжением главы Акбулакского поссовета от (дата) N она была уволена с работы (дата) на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Её иск к администрации Акбулакского поссовета о восстановлении на работе решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от 15.01.2014 года был оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 03.04.2014 года решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 15.01.2014 года отменено, она была восстановлена на работе, распоряжение главы Акбулакского поссовета от (дата) года N
увольнение её на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации было признано незаконным.
Распоряжением главы Акбулакского поссовета от (дата) N "Об увольнении Мостовой А.И." (дата) она снова уволена с работы в связи с сокращением штата работников организации - п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, истец считала распоряжение главы Акбулакского поссовета от (дата) N "Об увольнении Мостовой А.И." незаконным, поскольку распоряжение издано без должного основания, глава Акбулакского поссовета не наделен полномочиями по его изданию, обстоятельство увольнения её с работы противоречит требованиям закона.
Распоряжение от (дата) N издано с нарушением требований закона, а именно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Распоряжением упразднена Контрольно-счётная комиссия Акбулакского поссовета, что не относится к компетенции главы Акбулакского поссовета и противоречит требованиям Устава Акбулакского поссовета, Федерального закона, поскольку комиссия является органом местного самоуправления Акбулакского поссовета и ее деятельность предусмотрена Уставом Акбулакского поссовета и не может быть упразднена без внесения изменений в Устав Акбулакского поссовета, исключающих из структуры органов местного самоуправления Акбулакского поссовета Контрольно-счётную комиссию Акбулакского поссовета.
Полномочиями внесения изменений в Устав Акбулакского поссовета наделен только Совет депутатов Акбулакского поссовета, который не принимал решение об упразднении Контрольно-счётной комиссии и не вносил соответствующих изменений в Устав Акбулакского поссовета.
Незаконно уволив ее с работы во второй раз, ответчик причинил ей моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с утратой работы, просила признать распоряжение главы Акбулакского поссовета от (дата) N "Об увольнении Мостовой А.И." и увольнение её с работы "в связи с сокращением штата работников организации - п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации" незаконными, восстановить её на работе в должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета с (дата), взыскать с администрации Акбулакского поссовета в её пользу заработную плату за время вынужденного прогула за период с (дата) по день восстановления на работе, взыскать с администрации Акбулакского поссовета в её пользу в счет компенсации морального вреда *** рублей.
В судебном заседании истец Мостовая А.И. исковые требования полностью поддержала.
Представители ответчика Суптеля С.В. и Валуйский М.П. просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Прокурор Граховская Е.Ю. в судебном заседании полагала, что исковые требования Мостовой А.И. подлежат удовлетворению.
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от 08 апреля 2015 года признано незаконным и отменено распоряжение главы Акбулакского поссовета Акбулакского района Оренбургской области от (дата) N "Об увольнении Мостовой А.И.", Мостовая А.И. восстановлена в должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета с (дата), с администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области в пользу Мостовой А.И. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула в размере 36 369,53 руб., компенсация морального вреда 5 000 руб., в удовлетворении остальной части иска Мостовой А.И. отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мостовой А.И. отказать.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлены основания, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и рассмотрения дела в соответствии с частью 5 указанной статьи по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением от 30.07.2015 года судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда перешла к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции. Этим же определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Совет депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области и глава Акбулакского поссовет Акбулакского района Оренбургской области
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужило принятие судом решения, затрагивающего права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Мостовая А.И. исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области Суптель С.В., представитель Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области Валуйский М.П. и глава Акбулакского поссовет Акбулакского района Оренбургской области Пташкин В.В. апелляционную жалобу поддержали, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
В своём заключении прокурор Пасечник Е.И. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятии решения о частичном удовлетворении искового заявления Мостовой А.И. по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации.
Судом установлено, что Мостовая А.И., была принята на работу в Акбулакский поссовет на должность председателя Контрольно-счетной комиссии на основании трудового договора от (дата), заключенного между истцом и главой Акбулакского поссовета сроком на пять лет, что подтверждается трудовым договором N от (дата)
Распоряжением главы Акбулакского поссовета от N от (дата) она была уволена с занимаемой должности (дата) года на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
За восстановлением нарушенного права с исковыми требованиями истец обратилась (дата), поэтому срок, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, истцом не пропущен.
На основании решения Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области третьего созыва от (дата) N было принято решение об освобождении от занимаемой должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета Мостовой А.И., с передачей полномочий КСП МО Акбулакский район по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от (дата) N
В соответствии с Уставом Акбулакского поссовета, а также требованиями Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Контрольно-счетная комиссия Акбулакского поссовета является постоянно действующим органом местного самоуправления Акбулакского поссовета в сфере муниципального финансового контроля. Упразднение указанного органа может быть осуществлено, путем внесения изменений в Устав Акбулакского поссовета. Должность председателя данной комиссии учреждена, названным выше Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" муниципальные нормативные правовые акты Акбулакского поссовета,
регулирующие деятельность Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета, не должны противоречить Федеральному закону.
Как установлено в ходе судебного заседания, оспариваемым распоряжением главы Акбулакского поссовета от (дата) N была упразднена должность председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета, что противоречит требованиями Федерального закона о гарантиях независимости деятельности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета, который может быть освобожден от должности только в случаях, установленных ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также, учитывая положения ч. 3 ст. 73 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель в указанном случае обязан предложить работнику работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ответчиком не были предложены вакансии Мостовой А.И.
Кроме того, в силу ст. 23 Устава муниципального образования Акбулакского поссовета Акбулакского района, изменение структуры органов местного самоуправления Акбулакского поссовета осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
Следовательно, без внесения изменений в Устав Акбулакского поссовета, исключающих Контрольно-счетную комиссию Акбулакского поссовета из структуры органов местного самоуправления Акбулакского поссовета, Совет депутатов не наделен полномочиями принять решение о ликвидации Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета.
Таким образом, в соответствии с действующим Уставом муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области Контрольно-счетная комиссия входит в структуру органов местного самоуправления Акбулакского поссовета в сфере финансового контроля.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 1.2 Положения о Контрольно-счетной комиссии, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет от 19.10.2012 года N 234 "О Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что распоряжение главы муниципального образования Акбулакский поссовет от (дата) N "Об увольнении Мостовой А.И." нельзя признать законным и обоснованным, следовательно Мостовая А.И. должна быть восстановлен в прежней должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета с (дата).
Удовлетворяя требования истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с (дата) по день восстановления на работе, то есть по 08.04.2015 года, судебная исходит из следующего.
В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Согласно п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 года N 916), для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.
Средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации- (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение.
Согласно справке администрации муниципального образования Акбулакский поссовет среднедневной заработок истца составляет ***
Соответственно сумма среднего заработка, подлежащая взысканию в пользу истца за время вынужденного прогула с (дата) по (дата) года, составляет ***
Согласно ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а так же степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствие с п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или
физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
С учетом обстоятельств, при которых истцу причинены нравственные страдания, объема и характера причиненных страданий, степени вины ответчика, принимая во внимание требования разумности и справедливости судебная коллегия считает необходимым взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 08 апреля 2015 года отменить.
Вынести новое решение, которым исковые требования Мостовой А.И. к администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области, Совету депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области и главе Акбулакского поссовет Акбулакского района Оренбургской области удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить распоряжение главы Акбулакского поссовета Акбулакского района Оренбургской области от (дата) N "Об увольнении Мостовой А.И.".
Восстановить Мостовую Антонину Ивановну в должности председателя Контрольно - счетной комиссии Акбулакского поссовета с (дата).
Взыскать с администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области в пользу Мостовой А.И. заработную плату за время вынужденного прогула в размере ***, компенсацию морального вреда ***, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.