Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Полшковой Н.В.,
судей Судак О.Н., Трифоновой О.М.
при секретаре Циунель Е.С.
с участием прокурора Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах Храмова Д.В. к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования Саракташский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе Правительства Оренбургской области на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 14 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., заключение прокурора Стиплина И.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя третьего лица - Кузнецовой Л.С., просившей апелляционную жалобу удовлетворить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Саракташского района Оренбургской области в интересах Храмова Д.В. обратился в суд с иском к Правительству Оренбургской области, администрации МО Саракташский район Оренбургской области об обеспечении жилым помещением, указав, что в прокуратуру Саракташского района по вопросу оказания помощи в получении жилого помещения обратился Храмов Д.В., (дата) года рождения, который относится к категории детей - сирот. ***.
В 2013 году Храмов Д.В. окончил МОБУ " ***" Саракташского района Оренбургской области.
В настоящее время продолжает обучение на 1 курсе ФГБОУ ВПО " ***".
Распоряжением администрации Спасский сельсовет от 26.12.2006 года N включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Включен также в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по МО Саракташский район с 17.06.2014 года.
Своего жилья Храмов Д.В. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Просил суд обязать администрацию МО Саракташский район предоставить Храмову Д.В. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации -Оренбургской области и обязать Правительство Оренбургской области профинансировать предоставление Храмову Д.В. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением Саракташского районного суда Оренбургской области от 14 мая 2015 года исковые требования прокурора Саракташского района Оренбургской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию МО Саракташский район Оренбургской области предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Храмову Д.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Также суд обязал Правительство Оренбургской области профинансировать предоставление Храмову Д.В. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм.
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о его отложении не просили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Храмов Д.В., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей ( ***), с 26 декабря 2006 года состоит на учете в администрации МО Спасский сельсовет Саракташского района Оренбургской области в качестве нуждающегося в получении жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", с 17 июня 2014 года - в администрации Саракташского района Оренбургской области.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения Храмова Д.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается с учетом нижеследующего.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Также в новой редакции изложена статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая с 1 января 2013 года предусматривает, что детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
Пунктом 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Храмов Д.В. до 1 января 2013 года не обратился в суд и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд обоснованно применил к спорным правоотношениям положения приведенных выше правовых норм в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что решением суда нарушаются права других детей-сирот, поставленных на учет нуждающихся в предоставлении жилья ранее, чем Храмов Д.В., является необоснованным, поскольку суд, обязывая администрацию МО Саракташский район Оренбургской области предоставить Храмову Д.В. жилое помещение, не указал на необходимость внеочередного обеспечения его жильем.
Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности на Правительство Оренбургской области по финансированию процесса обеспечения Храмова Д.В. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не основано на законе, также не может повлечь отмену решения суда.
Так, согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. N2706/470-III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области" устанавливается система органов исполнительной власти Оренбургской области во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области - Правительством Оренбургской области. В систему органов исполнительной власти Оренбургской области входит, в том числе и Министерство социального развития Оренбургской области.
В соответствии с абз. 3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления полномочий, является Правительство Оренбургской области, в связи с чем судом обоснованно возложена обязанность по финансированию предоставления жилого помещения Храмову Д.В..
Иных доводов, нуждающихся в дополнительной проверке и опровергающих решение суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 14 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.