Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 августа 2015 г. по делу N 33-1839/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Санникова А.Б. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Азаряне Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 7 мая 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Булгучева Р.М. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты", связанных с порядком обеспечения заявителя жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выступление заявителя в обоснование доводов жалобы и объяснения представителя командира войсковой части "данные изъяты" Г, полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) Булгучеву Р.М. отказано в обеспечении его и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. В качестве оснований для принятия такого решения жилищной комиссией указываются те обстоятельства, что на момент исключения Булгучева Р.М. из списков личного состава воинской части продолжительность его военной службы составляла менее 10 лет, а сам он до исключения из указанных списков с рапортом о признании его нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания к командованию не обращался.
Булгучев Р.М. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение жилищной комиссии и обязать её повторно рассмотреть вопрос об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы её автор излагает обстоятельства дела и указывает на то, что на момент увольнения с военной службы его выслуга лет составляла 12 лет 7 месяцев 20дней. Решением "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ в его пользу с МВД Республики "данные изъяты" были взысканы денежные средства, а также была засчитана выслуга лет на пенсию из расчета один месяц за три месяца в связи с выполнением им служебных задач в зоне чрезвычайного положения в Северо-Кавказском регионе в период с октября 1996 г. по май 2000 г., поэтому выслуга лет должна быть ему засчитана в льготном исчислении. При увольнении с военной службы им был написан рапорт об обеспечении его постоянным жильём, в котором он просил оставить его в списках личного состава воинской части до обеспечения постоянным жильём.
Кроме того, автор жалобы указывает на то, что решением "данные изъяты" городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что период его службы в патрульно-постовой службе МВД Республики "данные изъяты" подтверждает его право на участие в целевой программе "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21марта 2006 г. N153.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель командира и жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" М просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно п. 1 и 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16сентября 1999 г. N 1237, началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового, а для граждан, поступивших на военную службу по контракту - день вступления в силу контракта. Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
По смыслу приведенных норм законодательства в общую продолжительность военной службы включается лишь время исполнения гражданином обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Булгучев Р.М. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия в должности милиционера полка патрульно-постовой службы милиции при МВД Республики Ингушетия (в том числе являлся стажером по указанной должности) и выполнял задачи по обеспечению режима чрезвычайного положения. Согласно сообщению из полка патрульно-постовой службы полиции МВД по Республике "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N должности, в которых Булгучев Р.М. в вышеуказанный период проходил службу в органах внутренних дел, за счёт средств федерального бюджета не содержались. Таким образом, в указанный период Булгучев Р.М. военную службу не проходил и военнослужащим не являлся.
Из п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках указанной подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 10 вышеуказанных Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" обеспечение режима чрезвычайного положения военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.
Приказом командира войсковой части 3718 от ДД.ММ.ГГГГ N Булгучев Р.М. уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе и с той же даты исключён из списков личного состава воинской части.
При этом согласно указанному приказу и справке командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N на день увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава указанной воинской части календарная выслуга лет Булгучева Р.М. составляла 12 лет 7 месяцев 20 дней, из которой 3 года 7месяцев 29 дней - служба в органах внутренних дел, а 8 лет 11 месяцев 21 день - военная служба. При этом в указанный срок военной службы Булгучева Р.М. входит срок военной служба по призыву (1 год 6 месяцев 13 дней) и срок военной службы по контракту (7 лет 5 месяцев 8 дней).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что продолжительность военной службы заявителя при его увольнении с указанной службы составляла менее 10 лет, и правомерно отказал в удовлетворении заявления Булгучева Р.М., поскольку он с учётом всех изложенных обстоятельств правом на обеспечение жильём за счёт средств федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в настоящий момент не обладает.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что, несмотря на то, что решением Малгобекского городского суда Республики "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ за Булгучевым Р.М. признано право на участие в целевой программе "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21марта 2006 г. N153, данное судебное постановление не порождает обязанностей по обеспечению заявителя жильём федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Утверждение автора жалобы о том, что при увольнении с военной службы им был написан рапорт об обеспечении его постоянным жильём, в котором он просил оставить его в списках личного состава воинской части до обеспечения постоянным жильём, является несостоятельным, поскольку оно какими-либо доказательствами не подтверждается.
При этом в материалах дела имеется копия рапорта заявителя от ДД.ММ.ГГГГ о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, на основании которого решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) он был принят на соответствующий учёт. После исключения заявителя из списков личного состава воинской части оснований для нахождения его на данном учёте более не имелось, о постановке на учет для получения жилья для постоянного проживания он не обращался, в связи с чем решением жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) Булгучев Р.М. и был снят с учета.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 7 мая 2015 г. по заявлению Булгучева Р.М. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.