Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Шанаевой И.Ю.
судей
Койпиш В.В.
Серовой М.Г.
при секретаре
Бондарь Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каминской Т. Ю. к УМВД России по Мурманской области об оспаривании решения Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, признании необеспеченной жилым помещением и нуждающейся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе истца Каминской Т. Ю. на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 мая 2015 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Каминской Т. Ю. к УМВД России по Мурманской области об оспаривании решения Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, признании необеспеченной жилым помещением и нуждающейся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад председательствующего судьи Шанаевой И.Ю., возражения представителя УМВД России по Мурманской области Козерод Д.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Каминская Т.Ю. обратилась в суд с иском к УМВД России по Мурманской области об оспаривании решения Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, признании необеспеченной жилым помещением и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указала, что решением Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области от 25.03.2015 ей было отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ.
С данным решением не согласна, поскольку имеет стаж службы в органах МВД РФ более 22 лет. Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности она и члены ее семьи не имеют, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья по прежним местам службы не предоставлялась.
Просила суд признать незаконным решение Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области от 25.03.2015, признать ее необеспеченной и нуждающейся в получении жилого помещения на момент увольнения, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать жилищно-бытовую комиссию включить ее и членов ее семьи в состав претендентов на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец Каминская Т.Ю. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика УМВД России по Мурманской области Ходорова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Каминская Т.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельства дела, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Полагает ошибочными выводы суда об обеспечении ее муниципальным жилым помещением
Указывает на то. что судом не учтено, что при выходе из детского дома и при прохождении службы в органах внутренних дел СССР, а затем и Российской Федерации, она не была обеспечена жилым помещением, хотя неоднократно по прежним местам службы признавалась нуждающейся в жилом помещении с постановкой на учет.
Считает, что в ходе рассмотрения дела судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ... , на основании Постановления администрации ЗАТО Видяево от 22 мая 2003 года N 266 признано служебным жилым помещением муниципального жилищного фонда на территории ЗАТО Видяево для сотрудников ОВД ЗАТО Видяево, на период их службы.
Обращает внимание, что на момент издания постановления, она имела право на получение служебного жилого помещения, поскольку не имела иного жилья в данном населенном пункте. Договор найма жилого помещения, с момента предоставления ей жилого помещения, не заключался.
Обращает внимание, что Постановление администрации ЗАТО Видяево от 22 мая 2003 года N 266 не отменено и является действующим, чему судом не дана должная правовая оценка.
Равно суд не принял во внимание, что в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственник занимаемой ею квартиры - муниципальное образование ЗАТО поселок Видяево вправе самостоятельно распоряжаться жилищным фондом, без передачи его в оперативное управление учреждениям и организациям.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Каминская Т.Ю., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
На основании пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Каминская Т.Ю. с _ _ года является пенсионером Министерства внутренних дел РФ, уволена со службы _ _ по п. "е" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по сокращению штатов). Общая выслуга лет Каминской Т.Ю. в органах внутренних дел Российской Федерации в календарном исчислении составляет * года * месяцев * дней.
04.03.2015 истец обратилась в Жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Мурманской области с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением пакета документов.
Решением Жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Мурманской области от 25.03.2015, оформленное протоколом N 154, истцу отказано в постановке на учет со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ.
При этом Комиссия исходила из того, что в период службы Каминская Т.Ю. на учет сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий, не вставала и в списках сотрудников отдела, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, не состоит.
Судом также установлено, что Каминская Т.Ю. и члены ее семьи проживают в *** квартире площадью * кв.м., расположенной по адресу: ... , зарегистрированы по месту жительства с правом на жилье с _ _ .
Данное жилое помещение предоставлено истцу и членам ее семьи на основании ордера N 03 от 03.04.2003, выданного по Постановлению Главы муниципального образования ЗАТО Видяево Мурманской области от 31.03.2003 N 139.
Согласно справке Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальной собственностью (Служба заказчика)" ЗАТО Видяево от 15.05.2015, квартира * в доме N * по ул. ... в ... Мурманской области с 15 января 2003 года находится в муниципальной собственности на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации N 391-р от 02 апреля 2002 года и Распоряжения Министерства Имущественных отношений Российской Федерации N 1018-р от 22 апреля 2002 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области об отказе Каминской Т.Ю. в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным, поскольку истец в период службы в органах внутренних дел в очереди нуждающихся в жилых помещениях не состояла, проживает в муниципальном жилом помещении на условиях социального найма.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (статья 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет.
Данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
Доказательств, свидетельствующих о принятии уволенной со службы Каминской Т.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как до 1 марта 2005 года, так и после указанной даты ни в период рассмотрения вопроса о постановке его в очередь для получения социальной выплаты в УМВД России в Мурманской области, ни в ходе рассмотрения настоящего дела, не представлено.
С заявлением принять на учет для получения единовременной выплаты Каминская Т.Ю. обратилась к ответчику 04 марта 2015 года, то есть уже после увольнения со службы.
Поскольку, судом установлено, что истец в общей очереди в качестве нуждающегося в жилье не состояла, в период прохождения службы в очередь на получение единовременной социальной выплаты также не становилась, то вывод об отказе в постановке истца в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты является обоснованным.
Судом также установлено, что Постановлением администрации ЗАТО Видяево Мурманской области от 22.05.2003 N 266 утвержден перечень служебных жилых помещений муниципального жилого фонда на территории ЗАТО Видяево сотрудникам ОВД ЗАТО Видяево на период их службы. В утвержденном перечне поименована квартира * дома * по ул. ... , предоставленная Каминской Т.Ю.
Исходя из статьи 14, пункта 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 г. "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации", изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника, в данном случае - Муниципального образования ЗАТО Видяево Мурманской области.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии уполномоченным органом решения об исключении занимаемого истцом помещения из категории социального жилищного фонда и переводе в специализированный (служебный) фонд использования.
Договора найма служебного жилого помещения по адресу: ... , с истцом не заключался.
При таких обстоятельствах, у суд не имелось оснований полагать, что жилое помещение по адресу: ... , в котором проживает истец и члены ее семьи, имеет статус служебного, присвоенный в предусмотренном действующим законодательством порядке, и указанный статус сохраняется до настоящего времени.
Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на Постановление администрации ЗАТО Видяево Мурманской области от 22.05.2003 N 266, не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе данное постановление не свидетельствует о переводе жилого помещения из муниципального жилищного фонда в специализированный жилищный фонд в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд пришел правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для принятия истца на учет в целях получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и правомерно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным решение Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области от 25.03.2015.
Поскольку на момент увольнения и по настоящее время истец Каминская Т.Ю. и члены ее семьи обеспечены муниципальным жилым помещением, общей площадью * кв.м., состоящим из * изолированных комнат в отдельной квартире по адресу: ... , суд пришел к выводу об обеспеченности семьи истца жилым помещением, отсутствии оснований для признания истца необеспеченной и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Каких-либо заслуживающих внимание доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каминской Т. Ю. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.