Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Бобылевой Л.Н., Денисюка О.Н.,
при секретаре Хамковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2015 года по докладу судьи Денисюка О.Н. дело по апелляционной жалобе Козеева Э.В. на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 25 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению Козеева Э.В. об оспаривании решения государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, отказавшего произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРП и выдаче повторного свидетельства в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Козеев Э.В. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании свидетельства о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ года, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. При обращении в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением, а также необходимыми документами о внесении изменений в ЕГРП относительно категории земель на "земли населенных пунктов", и о выдаче повторного свидетельства, получил отказ в удовлетворении заявления, в связи с непредставлением документов о переводе категории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Просил суд признать незаконным решение государственного регистратора службы регистрации, отказывающего ему во внесении изменений и выдаче повторного свидетельства, а также обязать государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРП и выдать повторное свидетельство о государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В судебном заседании Козеев Э.В. и его представитель Сайгалова В.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Государственный регистратор межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Моисеева О.В. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что Козеевым Э.В. в числе других документов не был представлен акт о переводе принадлежащего ему земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в другую категорию, в связи с чем, ему и было отказано в регистрации изменений в ЕГРП и выдаче повторного свидетельства. Возможно, земельный участок Козеева Э.В. и входит в границы поселка Евтиховский, однако не проведено межевание, а поэтому невозможно определить достоверно, вошел ли земельный участок Козеева Э.В. в границы вышеуказанного населенного пункта.
Глава Орменской сельской администрации Выгоничского района Брянской - Цуприкова Л.Н., с заявлением Козеева Э.В. не согласилась и показала, что выданная администрацией Козееву Э.В. справка в отношении спорного земельного участка носила информационных характер, так как дана на основе графических материалов, а текстовые материалы с указанием координат по данному участку в Генеральном плане поселения отсутствуют. При разработке Генплана, в него не был включен перечень земельных участков, поэтому необходимо внести дополнения в Генплан.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 03 апреля 2015 года в удовлетворении требований Козеева Э.В. отказано.
В апелляционной жалобе Козеев Э.В. просит решение суда отменить и удовлетворить его требования в полном объеме, ссылаясь на генеральный план поселения и указывая на то, что в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а так же включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Таким случаем является установление или изменение черты поселения (пп.3 п.1 ст.7 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ), в связи с чем отдельной процедуры перевода, то есть получения акта перевода, не требуется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Моисеева О.В. указала на безосновательность доводов апелляционной жалобы и законность и обоснованность принятого судом решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции Козеев Э.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Першикова Е.И. считала решение законным и не подлежащим отмене.
Другие лица участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (ГПК РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Денисюка О.Н., выслушав пояснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Козеев Э.В. является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" на основании свидетельства о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ года, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГГГ Козеев Э.В. обратился с заявлением в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением и приложенными к нему документами о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вышеуказанный земельный участок в части изменения категории земли и выдачи повторного свидетельства.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация внесения изменений в ЕГРП, выдаче свидетельства была приостановлена, Управлением Росреестра направлен запрос в Управление имущественных отношений Брянской области о наличии акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации о переводе земель из одной категории в другую. Одновременно Козееву Э.В. предложено представить данный акт самостоятельно.
В связи с тем, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в установленный срок не были устранены, решением государственного регистра в соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 09 января 2015 года, Козееву Э.В. отказано в государственной регистрации.
Данные решения регистратора Козеев Э.В. оспорил в порядке главы 25 ГПК РФ.
Согласно статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В силу статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правовая экспертиза документов представляет собой проверку законности сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. В государственной регистрации прав может быть отказано, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
На основании статьи 19 указанного Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Из материалов дела усматривается, что в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок государственный регистратор при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию для внесения изменений в ЕГРП, в части изменения категории земли и вида разрешенного использования, усмотрел отсутствие акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации о переводе земель из одно категории в другую и направил запрос на представление отсутствующего документа.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (подпункт "в" пункта 1); земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (подпункт "к" пункта 1).
Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. (с последующими изменениями) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ), настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Требования к этой процедуре установления границ приведены в статьях 11 - 13 Закона N 131-ФЗ. Корреспондирующее положение содержится и в пункте 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу приведенных выше норм границы поселений устанавливаются и изменяются законами органов власти соответствующего уровня - в рассматриваемом случае - это закон Брянской области - субъекта Российской Федерации, а не генеральным планом.
В связи с тем, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП и выдача свидетельства, в установленный срок не были устранены, решением государственного регистратора в соответствии с действующим законодательством было отказано в регистрации изменения категории земель.
При указанных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции в полном объеме, с учетом требовании статей 59, 60 ГПК РФ, исследованы и в соответствии со ст.67 ГПК РФ оценены доказательства, подтверждающие законность действий государственного регистратора.
Ссылка в апелляционной жалобе на генеральный план поселения, согласно которого земельный участок заявителя находится в черте населенного пункта, не может свидетельствовать о незаконности решения.
Исходя из положений статьей 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральных планах поселений, действительно, отображаются границы соответствующих поселений. Однако генеральный план поселения является документом территориального планирования соответствующего муниципального образования - не более того.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, границы которого отображены на содержащейся в этом плане карте поселения.
Другие доводы апелляционной жалобы также не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильной оценке фактических обстоятельств дела и неверном толковании положений закона.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выгоничского районного суда Брянской области от 25 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Козеева Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи Л.Н. Бобылева
О.Н. Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.