Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
Судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.
БОБЫЛЕВОЙ Л.Н.
при секретаре ХАМКОВОЙ А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петраковой Н.П. 25 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе Козеева Э.В. на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 18 июня 2015 года по заявлению Козеева Э.В. об оспаривании действий государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Козеев Э.В. обратился с заявлением в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением и приложенными к нему документами о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, расположенный по адресу : "адрес", кадастровый номер N в части изменения вида разрешенного использования с " для ведения сельскохозяйственного производства" на "основной вид разрешенного использования: внутрихозяйственные дороги; вспомогательные виды разрешенного использования: сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры" и выдачи повторного свидетельства.
Уведомлением государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщено о приостановлении государственной регистрации в части изменения вида разрешенного использования земельного участка. На основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ го отказано в государственной регистрации.
Козеев Э.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий государственного регистратора, выразившихся в приостановлении, отказе государственной регистрации изменения вида разрешенного использования и выдачи повторного свидетельства, ссылаясь на их незаконность, поскольку спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям или иным особо ценным землям сельхозназначения.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 18 июня 2015 года заявление Козеева Э.В. об оспаривании действий государственного регистратора оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Козеев Э.В. просит отменить решение районного суда, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., выслушав объяснения Козеева Э.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Козеев Э.В. обратился с заявлением в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением и приложенными к нему документами о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, расположенный по адресу : "адрес", кадастровый номер N в части изменения вида разрешенного использования с " для ведения сельскохозяйственного производства" на "основной вид разрешенного использования: внутрихозяйственные дороги; вспомогательные виды разрешенного использования: сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры" и выдачи повторного свидетельства.
Государственная регистрация внесения изменений в ЕГРП, выдача свидетельства ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена, Управлением Росреестра направлен в адрес Козеева Э.В. направлено письмо с просьбой представить дополнительные доказательства ( сведения, документы) подтверждающие наличие оснований для проведения государственной регистрации с указанием на то, что полученный кадастровый паспорт, по содержанию противоречит действующему законодательству.
В связи с тем, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в установленный срок не были устранены, решением государственного регистра в соответствии с абзацем четвертым, десятым пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ, Козееву Э.В. отказано в государственной регистрации.
Данные решения регистратора Козеев Э.В. оспорил в порядке главы 25 ГПК РФ.
Согласно статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В силу статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правовая экспертиза документов представляет собой проверку законности сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. В государственной регистрации прав может быть отказано, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
На основании статьи 19 указанного Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Из материалов дела усматривается, что в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок государственный регистратор при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию для внесения изменений в ЕГРП, в части изменения вида разрешенного использования, усомнился в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности ( статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Козеева Э.В., указав, что до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
При указанных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал Козееву Э.В. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выгоничского районного суда Брянской области от 18 июня 2015 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
БОБЫЛЕВА Л.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.