Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.,
судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Павловой Е*** А*** - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в пользу Павловой Е*** А*** расходы по приобретению тест-полосок в сумме *** руб. *** коп.
В остальной части иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Павловой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ульяновская Городская общественная организация потребителей медицинских услуг "Центр защиты прав пациентов" в интересах Павловой Е.А. и Павлова И.Ю. обратилась в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения "Городская детская поликлиника N 2" о взыскании понесенных расходов, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что Павлова Е.А., действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына Павлова И.Ю., *** года рождения, неоднократно обращалась к лечащему врачу и руководству поликлиники N 2 с просьбой выписать бесплатные рецепты на получение тест-полосок, необходимых для измерения уровня сахара в крови, но получила отказ. В соответствии с назначениями врачей Павловой Е.А. были приобретены тест-полоски на общую сумму *** руб. *** коп., так ее сын является ребенком-инвалидом и нуждается в данных медицинских изделиях. Просила взыскать с ответчика в свою пользу расходы по приобретению тест-полосок в сумме *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда - *** руб.
Суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области, и, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что тест-полоски относятся к медицинским изделиям, не являются лекарственными средствами и не включены в реестр лекарственных средств. В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний только по решению врачебной комиссии. Решение врачебной комиссии о назначении Павлову И.Ю. тест-полосок отсутствует. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, составлял в 2014 году *** руб. Считает, что суд ошибочно возложил обязанность возмещения понесенных истцом расходов на Министерство здравоохранения, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком по делу. Ссылаясь на Постановление Правительства Ульяновской области от 15 ноября 2010 года N387-П "О некоторых мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на территории Ульяновской области", а также ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагает, что возмещение расходов должно производиться за счет средств казны Ульяновской области.
В возражениях на жалобу Павлова Е.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сын истицы Павловой Е.А. - Павлов И.Ю., *** *** года рождения, с *** 2013 года является р***. С *** 2014 года категория р*** установлена Павлову И.Ю. до *** 2015 года.
Павлов И.Ю. имеет диагноз: с***.
В период с 18 сентября по 04 октября 2013 года Павлов И.Ю. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ "У***".
Лечащим врачом - заведующим эндокринологическим отделением Павлову И.Ю. рекомендовано измерение сахара крови 5 раз в день в разное время и тест-полоски согласно имеющемуся глюкометру 2 упаковки по 50 штук один раз в месяц бесплатно.
В период с 06 по 20 августа 2014 года Павлов И.Ю. с тем же диагнозом и в том же лечебном учреждении вновь находился на стационарном лечении, после которого лечащим врачом У*** С.В. и заведующей отделением О*** М.Н. ребенку были рекомендованы ежедневный контроль уровня сахара в крови, тест-полоски в том же количестве.
С 26 февраля по 12 марта 2014 года Павлов И.Ю. проходил стационарное лечение в д***, где ему был установлен диагноз: с***; комиссией врачей ему рекомендован контроль сахара крови в домашних условиях не мене 3 раз в сутки.
Тест-полосками в количестве, необходимом для выполнения назначения врачей, Павлов И.Ю. в 2013-2014 году обеспечен не был, в связи с чем Павлова Е.А. приобретала их за счет собственных средств и понесла расходы на общую сумму *** руб. *** коп.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия по делу оснований для отказа в иске.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательства, оснований считать его неправильным не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи,
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Соответствующий перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 января 2007 года N 1.
В указанный Перечень включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка.
Согласно Постановлению Правительства Российской федерации от 30 июня 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" дети-инвалиды в возрасте до 18 лет при амбулаторном лечении получают все лекарственные средства бесплатно.
На основании приведенных выше норм действующего законодательства суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у Павлова И.Ю. как ребенка-инвалида права на бесплатное получение таких изделий медицинского назначения как тест-полоски, и правомерно взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходы на их самостоятельное приобретение, поскольку бесплатные рецепты Павлову И.Ю. медицинскими учреждениями не оформлялись.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае суд обоснованно руководствовался положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на полное возмещение убытков лицом, право которого нарушено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство здравоохранения является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны.
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, являлось Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, которое реорганизовано на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 13 февраля 2015 года N 67-п в Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года N11/205-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 ноября 2013 года N537-П.
Таким образом, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В связи с проведением после состоявшегося решения суда реорганизации Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым указать в резолютивной части новое наименование ответчика - "Министерство здравоохранения Ульяновской области".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Указать наименование ответчика - Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.