Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 11 июня 2015 г. по делу N 33А-1038/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО7,
судей:
ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя заявителя ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшей военнослужащей войсковой части N подполковника в отставке ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии указанной воинской части, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, поступившая на военную службу по контракту в 2000 году, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту обратилась в жилищную комиссию войсковой части N с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства "адрес".
Решением жилищной комиссии воинской части от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении просьбы заявителю отказано в связи с обеспеченностью жильём по установленным нормам, поскольку она является собственником жилого помещения общей площадью 27,2 кв. метра в "адрес", а также в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ заявителю на праве собственности принадлежало 17,6 кв. метров общей площади жилого помещения в "адрес".
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать жилищную комиссию отменить названное решение и рассмотреть вопрос о принятии её на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства, а командира войсковой части N - утвердить данное решение.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что, вопреки выводу суда об отсутствии у неё оснований, предусмотренных статьёй 51 ЖК РФ, для признания нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с подпунктом "и" пункта 7 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания нуждающимся в получении жилого помещения.
Отмечает, что судом не были применены нормы статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), предусматривающие обеспечение военнослужащих жильём, в том числе посредством предоставления субсидии или государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС).
Полагает, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС), утверждёнными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, она приобрела право на получение ГЖС в течение последнего года службы, поскольку имеет продолжительность военной службы более 10 лет и подлежала увольнению по возрасту. Кроме того, она приняла обязательство о безвозмездном отчуждении принадлежащего ей жилого помещения. Однако судом данным обстоятельством надлежащая оценка не дана.
Суд не учёл, что изменение места жительства необходимо ей также по состоянию здоровья. Кроме того, в 2002 году квартира в "адрес" была приобретена за счёт средств, выделенных военным ведомством её супругу в связи с отселением из закрытого военного городка. Её право на жильё было производно от права супруга.
Суд не принял во внимание, что квартира в "адрес" находится на территории закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО), а пункт 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" предусматривает возможность отселения из ЗАТО в первоочередном порядке граждан, уволенных с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и имеющим выслугу 10 лет и более.
Обращает внимание на то, что согласно правовой позиции Военной коллегии Верховного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 212-В11-8 со ссылкой на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, действующее законодательство предусматривает право военнослужащего на получение жилья в избранном месте жительства путём получения ГЖС при условии предоставления нотариально заверенного обязательства об отчуждении имеющейся недвижимости в государственную собственность.
Полагает, что такая же правовая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно материалам дела, исходя из положения пункта 1 статьи 15 Закона, ФИО1, поступившая на военную службу по контракту в 2000 году, относилась к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы подлежат обеспечению служебными жилыми помещениями.
Согласно этой же норме Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ N N, утвердившее Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Согласно пунктам 1, 2 названных правил признание нуждающимися в жилых помещениях вышеуказанных военнослужащих осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учётная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
В силу частей 1, 2 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения общей площадью 27,2 кв. метра, в котором она зарегистрирована и проживает одна.
Согласно постановлению городского округа "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Балашиха" размер учётной нормы составляет 8 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого проживающего.
При таких данных суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь положениями статьи 51 ЖК РФ, пришёл к верному выводу о том, что ФИО1 не может быть признана федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающейся в жилом помещении в избранном ею месте жительства, поскольку обеспечена жильём в собственности выше учётной нормы.
Довод заявителя о том, что избрание ею постоянного места жительства после увольнения с военной службы в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, является безусловным основанием для признания её нуждающейся в получении жилого помещения, а также ссылку на указанные в жалобе судебные постановления, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду нижеследующего.
Исходя из содержания пунктов 4 и 7 (подпункт "б") Правил, действующих в настоящее время в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения или улучшения жилищных условий в избранном месте жительства органы местного самоуправления, принимая соответствующие решения, учитывали социальную норму общей площади жилого помещения, установленную законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно подпункту "а" пункта 10 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Законность данного положения (подпункта "а" пункта 10 Правил) проверена в порядке нормоконтроля вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N
Согласно правовой позиции, изложенной в указанном судебном постановлении, государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий, независимо от наличия у него в собственности квартиры, но с учётом общих требований, а именно предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Однако, как указывалось выше, ФИО1 обеспечена жилым помещением в пределах социальной нормы, установленной в избранном ею месте жительства.
Ссылка заявителя на положения Закона, предусматривающие обеспечение военнослужащих ГЖС, и Правила выпуска и реализации ГЖС, утверждённые постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, также является несостоятельной, поскольку в соответствии с пунктом 5 названных правил правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, в том числе по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Заявитель же в силу приведённых выше обстоятельств таковой быть признана не может.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации ГЖС, по вопросу обеспечения жильём посредством данной социальной выплаты ФИО1 в жилищный орган не обращалась.
Довод автора жалобы о нахождении квартиры на территории ЗАТО и ссылка на пункт 5 постановления Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 23 "Об обеспечении жильём граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" не может служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку согласно пункту 2 этого же постановления переселение граждан из ЗАТО на новое место жительства и обеспечение их жильём осуществляется органом местного самоуправления этого административно-территориального образования.
Таким образом, рассмотрение вопроса об обеспечении военнослужащих жильём в порядке, установленном названным выше нормативным правовым актом, в компетенцию жилищной комиссии воинской части не входит.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции по существу является правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.