Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 23 июля 2015 г. по делу N 33А-1312/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО5,
судей:
ФИО3,
ФИО2,
при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Калужского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым майору ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, город Калуга) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение), связанного с исключением из числа нуждающихся в получении жилищной субсидии члена его семьи.
Заслушав доклад судьи ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в распоряжении воинского должностного лица и состоит на жилищном учёте с членами семьи.
Решением начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ N сын заявителя - ФИО7, 1994 года рождения исключен из числа нуждающихся в получении жилищной субсидии. Уполномоченным органом было установлено, что в период с 2003 по апрель 2013 года сын ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства в трёхкомнатной квартире общей площадью 65,7 кв.м., расположенной в городе Калуге и принадлежащей на праве собственности матери заявителя, где был обеспечен общей площадью жилого помещения более учётной нормы.
ФИО1 в судебном порядке оспорил упомянутое решение и просил суд восстановить его сына на учете нуждающихся в получении жилищной субсидии.
Судом в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, удовлетворив его заявление.
В обоснование этого указывает, что сын в квартиру его матери фактически не вселялся, совместно с бабушкой не проживал, это жилое помещение не являлось местом жительства его ребёнка, а сама регистрация по месту жительства носила формальный характер.
Отмечает, что его сын был признан нуждающимся в жилье до принятия ЖК РФ, а поэтому оснований для его снятия с жилищного учёта у начальника отделения не имелось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо названного Федерального закона, подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены гл. 7 и ст. 56 ЖК РФ.
На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 того же Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из таких оснований, по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, является для члена семьи собственника, его обеспечение общей площадью жилого помещения более учётной нормы.
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510, также определено, что решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом при отсутствии оснований для снятия их с учёта признанных нуждающимися в жилых помещениях.
По делу установлено, что сын заявителя ФИО8 с 2003 по 2013 год был зарегистрирован по месту жительства в квартире своей бабушки - матери ФИО1, куда был вселён в качестве члена семьи собственника и в которой был обеспечен общей площадью более установленной органом местного самоуправления учётной нормой. Каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
При этом утверждение ФИО1 о том, что его сын там не проживал, опровергается собственноручным заявлением последнего, в котором он просил снять его с регистрационного учёта в связи с переездом к новому месту жительства.
Коме того, в соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации" местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды, на иных основаниях, предусмотренных законом.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, место жительства гражданина должно совпадать с местом его регистрации, в связи с чем местом жительства гражданина признается место его регистрации.
Принимая во внимание, что сын заявителя, будучи нуждающимся в жилом помещении с 2000 года, в период с 2003 по 2013 год, являясь членом семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более учётной нормы, то он утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, а, следовательно, и предоставление жилищной субсидии в составе члена семьи военнослужащего.
Пунктом 9 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, установлено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.
Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ.
Таким образом, следует заключить, что установив, что сын ФИО1 в период нахождения на жилищном учёте был обеспечен общей площадью жилья более учётной нормы, о чём заявитель в известность уполномоченный орган не поставил, начальник отделения правомерно, после выявления этих обстоятельств, принял оспоренное решение, а потому проверяемое судебное постановление является верным.
Не имеется в настоящее время и оснований для признания сына заявителя нуждающимся в жилом помещении, так как в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Довод автора жалобы о том, что сын ФИО9 был принят на жилищный учёт до принятия ЖК РФ, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, так как согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", указанные граждане снимаются с данного учета, в том числе и в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
С учётом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, 329 и п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Верно:
Подписи:
Председательствующий: ФИО5
Секретарь судебного заседания ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.