Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 20 августа 2015 г. по делу N 33А-1492/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8,
судей:
ФИО3, ФИО7,
при секретаре ФИО6, с участием представителя заявителя ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя ФИО4 на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" (далее - Военный университет) капитана юстиции ФИО1 об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) об отказе в предоставлении ему жилых помещений.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11, состоящий с ДД.ММ.ГГГГ на жилищном учете, приказом начальника Военного университета от ДД.ММ.ГГГГ N освобожден от занимаемой должности преподавателя кафедры данного учреждения в связи с организационно-штатными мероприятиями и зачислен в распоряжении указанного начальника.
Извещением от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 на состав семьи из 5 человек: он, супруга и трое детей были распределены жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес" 40, общей площадью 118,8 кв.м., с получением которых заявитель согласился, заполнив соответствующий корешок к этому извещению.
Однако, решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N N, ФИО1 со ссылкой на п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также на ст. 51 и подп. 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ отказано в предоставлении вышеназванных жилых помещений, и его супруга ФИО5 была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку заявитель после освобождения от занимаемой должности и зачисления в распоряжение право на дополнительную площадь утратил, а его супруге с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 51,7 кв.м., то есть более учетной нормы.
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить вышеуказанное решение ДЖО об отказе в предоставлении ему с членами семьи для постоянного проживания жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес" 40, и обязать ДЖО повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему с членами семьи для постоянного проживания этих жилых помещений с учетом его права на дополнительную площадь.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель и его представитель, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просят его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывают, что на момент принятия решения об увольнении с военной службы и до зачисления в распоряжение заявитель в силу занимаемой должности имел право на получение дополнительной площади жилого помещения от 15 до 25 кв.м. Несвоевременное исполнение жилищными органами обязанности по обеспечению его жильем с учетом названного права не освобождало эти органы от выполнения такой обязанности в дальнейшем, в том числе и в случае последующего изменения законодательства. При этом считают, что невыполнение этих обязательств является несоблюдением Министерством обороны РФ заключенного с ним контракта о прохождении военной службы.
Отмечает, что до принятия оспариваемого решения ДЖО уже неоднократно принимались решения о предоставлении жилых помещений с учетом права на дополнительную площадь в отношении таких же как он военнослужащих, то есть проходивших военную службу в распоряжении соответствующих должностных лиц.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона гор. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 года N 29, учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
В силу п. 2 ст. 15.1 Закона военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, при предоставлении жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что преподаватели военных профессиональных образовательных организаций, - в отличие от офицеров в воинских званиях полковник, ему равном и выше, - при обеспечении жилым помещением имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы в должности преподавателя, так как это право по своему характеру является льготой, предоставляемой отдельным категориям военнослужащих с учётом их особого правового статуса. Следовательно, прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу.
Пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Достоверно установлено, что в настоящее время заявитель проходит военную службу в воинском звании "капитан юстиции", с 2009 года освобожден должности преподавателя, до настоящего времени находится в распоряжении и на какую-либо воинскую должность с момента зачисления в распоряжение не назначен. В связи с этим ФИО10 О.Н. права на дополнительную площадь как преподаватель не имеет.
Поскольку супруга заявителя, обеспечена жилой площадью в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 51,7 кв.м., более учетной нормы, то она не обладает правом состоять на жилищном учете, следовательно, обоснованно снята с этого учета в качестве члена его семьи заявителя.
С учетом изложенного вывод гарнизонного военного суда об отсутствии нарушений прав и свобод ФИО1 со стороны ДЖО является верным.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными.
При таких данных решение гарнизонного военного суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителя ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Подписи
Верно:
Председательствующий ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.