Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 20 августа 2015 г. по делу N 33А-1493/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО6,
судей:
ФИО3,
ФИО5,
при секретаре ФИО4, с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по его апелляционной жалобе на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым подполковнику ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - департамент), связанных с отказом в выплате субсидии за приобретенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи ФИО5, объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как следует из решения суда и материалов дела, ФИО1, состоящий с июня 1996 года на жилищном учёте, в мае того же года купил в собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 51,4 кв.м.
В феврале 2015 года заявитель обратился в департамент с просьбой о выплате субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретенное жилое помещение, в чём ему было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать департамент принять решение о выплате субсидии, а руководителя ФКУ "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ" произвести её перечисление.
Суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, которым его заявление удовлетворить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ч. 3 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, указывает, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1 января 2004 года, в пределах установленной социальной нормы общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи.
Отмечает, что от предложенной департаментом в марте 2015 года квартиры, выделенной с учётом имеющегося у него в собственности жилья, он отказался.
Не соглашается с выводом суда о регистрации в июле 2013 года права собственности на приобретенную квартиру, так как в мае 1996 года договор купли-продажи был зарегистрирован в департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, что само по себе не влияет на его право на субсидию.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Действительно, согласно ранее действующему п. 7 ст. 15 Закона (до 1998 года п. 14 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих") предусматривалось, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи.
Действие п. 7 ст. 15 Закона в 2004 году было приостановлено (в части федерального бюджета), а с 1 января 2005 года данный пункт из Федерального закона исключен.
Частью 3 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1 января 2004 года, в пределах установленной социальной нормы общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи.
Судом установлено, что в марте 2015 года заявителю на состав семьи 5 человек, с учётом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного в городе Москве, была распределена квартира по избранному месту жительства в городе Подольске Московской области общей площадью 46,2 кв.м.
Эти действия отвечают требованиям ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, обязывающей жилищный орган при определении общей площади предоставляемого жилья учитывать площадь жилого помещения, находящегося у гражданина в собственности.
Согласно п. 5, 10 постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 604 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" (в редакции от 26 июня 1995 года), действовавшего до декабря 2004 года, безвозмездная финансовая помощь оказывается только один раз.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предоставившие безвозмездную финансовую помощь, несут ответственность за обоснованность её предоставления, а военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, - за использование её по назначению. В случае нецелевого использования выделенных средств указанные органы исполнительной власти имеют право на полное или частичное взыскание предоставленной финансовой помощи.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставление ФИО1 субсидии в настоящее время невозможно, поскольку по смыслу приведенных норм права эта льгота могла быть реализована для приобретения жилья, а потому правильно отказал в удовлетворении заявления. Возможность же компенсации денежных средств, затраченных заявителем по собственной инициативе на приобретение в 1996 году квартиры, а более того с одновременным предоставлением жилого помещения в дополнение к имеющемуся в собственности жилью, этими нормами материального права не предусмотрена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене постановленного решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 327.1, 329 и п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи:
Верно:
Председательствующий ФИО6
Секретарь судебного заседания ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.