Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 16 апреля 2015 г. по делу N 33А-623/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО6,
судей ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение N гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащему войсковой части 61899 капитану ФИО1 об оспаривании действий командира указанной войсковой части и начальника филиала N Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" (далее - филиал N), связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО5, объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из материалов дела ФИО1 с марта 2010 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N
В 2012, 2013 годах он обращался к командиру воинской части с рапортами о выплате ему (включая и членов его семьи) денежной компенсации за поднаем жилого помещения, однако выплата компенсации не производилась.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) командира войсковой части N, связанные с непринятием мер по выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения и взыскать с филиала N в его пользу за период с января 2012 года по декабрь 2013 года задолженность по денежной компенсации сумме 129400 рублей, а также взыскать 200 рублей - уплаченную государственную пошлину.
Суд первой инстанции ФИО1 в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы, приводит содержание ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих"), Инструкцию о мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, утверждает, что имеет право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку жильем по месту службы обеспечен не был, что он состоял на учете нуждающимся в жилом помещении и это подтверждается приказом командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ.
Выражает мнение, что судом не выяснены обстоятельства снятия его с жилищного учета военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях.
Просит суд апелляционной инстанции принять решение после полученного им ответа от начальника 1-го отдела по "адрес" ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", к которому он обратился ДД.ММ.ГГГГ по поводу признания его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и восстановления на учете в Едином реестре.
Кроме того, автор жалобы просит принять во внимание дополнительные доказательства (копии контрактов о прохождении военной службы, выписку из приказа командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - "адрес"), справку о выслуге лет), которые не смог представить в суд по уважительным причинам.
При этом заявитель настаивает на том, что он состоял на учете в Едином реестре военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями предоставляемым по договорам социального найма и не был уведомлен о причинах снятия его с учета.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер названной денежной компенсации регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235.
Пунктами 2, 4, 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, которая утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" предусмотрено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа.
В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, предусмотренным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Военнослужащие, представившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются ими в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов.
Исходя из изложенного, военнослужащие - граждане имеют право претендовать на получение денежной компенсации за наем жилья только в случае невозможности предоставления им служебных жилых помещений или общежитий, отсутствия у командования возможности арендовать жилье воинской частью, а также при условии, что военнослужащий в установленном порядке принят на жилищный учет, в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений и снимает жилое помещение.
Как видно из материалов дела, ФИО1 проходил военную службу в войсковой части N, которая дислоцировалась в "адрес" и был зарегистрирован при воинской части. В марте 2010 года заявитель был зачислен в списки личного состава войсковой части N (военный городок Теплый Стан). В 2012 и 2013 годах он (и члены его семьи) со своим отцом, проживающим в "адрес", заключил договор найма жилого помещения, находящегося в том же городе по "адрес", с ежемесячной оплатой за наем в сумме 5400 рублей. При этом жена с детьми, проживавшие по адресу: "адрес", снялись с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировались по адресу: "адрес".
Кроме того, из сообщения начальника первого отдела ФГКУ "Западного регионального управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 на учете в Едином реестре военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договорам социального найма, не состоит. Сведений об обращении ФИО1 с заявлением, о признании его нуждающимся в служебном жилье, нет.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у командования воинской части и филиала N оснований для выплаты заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения за 2012 и 2013 годы, поэтому довод заявителя, о нарушении его права на получение этой компенсации, несостоятельный, опровергается вышеприведенными доказательствами.
Утверждение ФИО1, что он состоял на учете в Едином реестре военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, со ссылкой на приказ командующего войсками "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, также несостоятельно, поскольку этот приказ подтверждает не факт нахождения его на жилищном учете в Едином реестре, а свидетельствует, что он не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства. Кроме того, этот довод заявителя опровергается Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 15 февраля 2000 года N 80, которая действовала на тот период времени. Согласно пункту 31 Инструкции, военнослужащие снимались с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации. Приведенные выше доказательства свидетельствуют, что заявитель в марте 2010 года из войсковой части N был переведен к новому месту прохождения военной службы в войсковую часть N и в этой части он с рапортом о принятии на жилищный учет не обращался.
Что касается довода, принять решение после получения им ответа от начальника 1-го отдела по "адрес" ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", то он правового значения не имеет, а представленные заявителем дополнительные доказательства, фактически подтверждают правильность решения принятого судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение 235 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда ФИО5
Секретарь судебного заседания ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.