Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 04 июня 2015 г. по делу N 33А-999/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО9,
судей:
ФИО3, ФИО8,
при секретаре ФИО7,
с участием представителя заявителя ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ярославского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании решения начальника территориального отделения в "адрес" - "адрес" государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ярославское отделение ЗРУ) о снятии с учёта нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 по месту военной службы в закрытом военном городке Кормилицыно- "адрес" Министерством обороны РФ был обеспечен жилым помещением общей площадью 64,0 кв. метра, в котором с 1996 года вместе с ним зарегистрированы по месту жительства и проживают его сестра ФИО5 и племянник ФИО6
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N вышеназванный военный городок исключён из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил РФ.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе заявитель с ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в избранном при увольнении месте постоянного жительства "адрес" с составом семьи 1 человек.
В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 обратился к начальнику ярославского отделения ЗРУ с заявлением о предоставлении жилищной субсидии, а 27 октября того же года представил в жилищный орган соглашение о сдаче занимаемого жилого помещения после перечисления жилищной субсидии на банковский счёт. Однако проживающие с заявителем сестра и племянник от принятия аналогичного обязательства на себя отказались.
Решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 снят с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма) ввиду того, что обеспечен жильём по нормам и не может сдать его в установленном порядке.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать названное выше решение незаконным и обязать начальника жилищного органа восстановить его на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает, что суд пришёл к необоснованному выводу о его обязанности сдать предоставленное ранее жилое помещение при перемене места жительства, не указав, какие конкретно полномочия предоставлены военнослужащему для реализации данной обязанности.
Отмечает, что поскольку сестра и племянник зарегистрированы в квартире по месту жительства, они имеют равное с ним право пользование жилым помещением. Он лишён возможности снять родственников с регистрационного учёта и выселить из квартиры, поскольку жильё предоставлено им государством, а также ввиду отсутствия у него (заявителя) законных оснований для этого. Вместе с тем после снятия его с регистрационного учёта органы государственной власти имеют право выселить граждан, оставшихся проживать в квартире.
Полагает, что поскольку ДД.ММ.ГГГГ он обязался сдать жилое помещение, то есть сняться с регистрационного учёта, требование закона о сдаче жилья он выполнил.
Обращает внимание на то, что суд не указал правовой механизм для осуществления им мер в целях получения причитающейся ему части жилья для последующей сдачи уполномоченному органу Министерства обороны РФ. Вывод суда о том, что он был обязан принудить проживающих с ним гражданских лиц обменять или разделить квартиру, не основан на законе. Кроме того, квартира предоставлялась ему как служебная.
Не соглашается с выводом суда о том, что поскольку жилое помещение со ДД.ММ.ГГГГ утратило статус служебного, то договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключён с ним незаконно. О порядке наделения населённых пунктов статусом закрытых военных городков и снятии его он не знает, поэтому не может нести ответственность за неправомерные действия государственных органов, которым такие обстоятельства должны быть известны.
Полагает, что закон не предусматривает предоставление жилищной субсидии в обязательном порядке на всех проживающих. Его сестра и племянник обеспечены жильём, а он, снявшись с регистрационного учёта, таковым не обеспечен. В этой связи норма закона об обеспечении военнослужащих жильём действует в отношении него и не распространяется на совместно проживающих с ним лиц.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Действительно, исходя из положений пунктов 1, 6, 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г., обеспечение жильём в форме предоставления жилого помещения для постоянного проживания в период военной службы за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства либо в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом и другими нормативными правовыми актами.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, обязанность по предоставлению военнослужащим жилья возлагается на соответствующий орган исполнительной власти только один раз за всё время военной службы.
В силу пункта 16 статьи 15 Закона и пунктов 2, 3, 4 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76, размер субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, который на одиноко проживающего военнослужащего устанавливается в размере 33 кв. метров общей площади жилого помещения, на семью из двух человек - 42 кв. метров, из трёх и более человек - 18 кв. метров на каждого члена семьи. Названный норматив подлежит уменьшению, в том числе на общую площадь жилого помещения, занимаемого военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, её освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Из анализа названных выше норм следует, что, независимо от того, в каком порядке военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, реализует своё право на жилище, оно подлежит реализации с одновременной сдачей ранее предоставленного жилого помещения либо с учётом имеющегося жилья при предоставлении субсидии.
Между тем, судом установлено, что с момента утраты городком Кормилицыно-311 статуса закрытого военного городка в ДД.ММ.ГГГГ году, ФИО1 и совместно проживающие с ним члены семьи, исходя из учётной нормы 12 кв. метров, установленной постановлением Мэрии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N, фактически обеспечены жилым помещением по нормам действующего законодательства.
Освободить данное жилое помещение в случае предоставления заявителю, принятому на жилищный учёт с составом семьи 1 человек, субсидии для приобретения жилого помещения его сестра и племянник отказались.
При этом вопреки доводу ФИО1, предоставление субсидии только ему с оставлением родственников в ранее предоставленном заявителю жилом помещении приведёт к повторному обеспечению его жильём на безвозмездной основе от военного ведомства, что противоречит требованиям Закона.
Согласно статье 72 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю. Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах. Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, сведений о том, что заявитель самостоятельно либо посредством обращения в суд пытался разрешить данный вопрос, в суд не представлено.
Таким образом, поскольку приведённые выше обстоятельства фактически препятствуют сдаче ФИО1 жилого помещения Министерству обороны РФ либо учёту его общей площади при предоставлении заявителю жилищной субсидии, гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу о том, что действиями жилищного органа, связанными со снятием заявителя с учёта нуждающихся в жилье, его права нарушены не были, что в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО9
Секретарь судебного заседания ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.