Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Переверзевой В.А.,
судей краевого суда: Мекеровой С.Р., Селюковой З.Н.
при секретаре: Димитровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2015 года,
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Воропаева И.А.,
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Кисловодска в защиту интересов Р.М.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кисловодска в защиту интересов Р.М.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить Р.М.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
В обоснование иска прокурор указал, что в прокуратуру города Кисловодска обратился Р.М.А. с жалобой о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки по обращению Р.М.А. установлено, что постановлением главы администрации города Кисловодска от 01.11.1996г. N ... над несовершеннолетним Р.М.А. учреждена опека, опекуном назначена Р.Е.Н. Решением Кисловодского суда от ... Р.А.В. лишен родительских прав в отношении Р.М.А. Согласно свидетельствам о смерти, мать Р.М.А. - Л.С.И. умерла ... , отец Р.М.А. - Р.А.В. умер ... Актом обследования жилого помещения от 12.05.2014г. расположенного по адресу: ... нанимателем которого является Л.А.В., зафиксировано, что жилое помещение представляет собой квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. В указанном помещении зарегистрированы 9 человек. На основании данного акта Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края издан приказ от 11.06.2014г. N 631-пр об установлении факта невозможности проживания Р.М.А. в ранее занимаемом жилом помещении. Согласно данным Кисловодского филиала ГУП СК "Крайтехинвентаризация" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК Р.М.А. не имеет собственного жилого помещения. Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году, в который был включен Р.М.А., и направлен в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для заключения договоров найма жилых помещений. Р.М.А. подано заявление в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. До настоящего времени, Министерством жилое помещение Р.М.А. не предоставлено.
Истец просил суд обязать Министерство предоставить Р.М.А., ... года рождения, в период 2015 года благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2015 года исковые требования прокурора города Кисловодска, действующего в защиту интересов Р.М.А. удовлетворены.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Р.М.А., ... года рождения, в период 2015 года благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда, представителем министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Воропаевым И.А., принесена апелляционная жалоба в которой указано, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности, согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Заявление Р.М.А. зарегистрировано в Журнале регистрации лишь ... года под номером ... Представитель ответчика указал, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку в таком случае будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Р.М.А. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебное заседание явился: прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В.
Иные лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Ледовскую Н.В., считавшую решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от в ред. от 31.12.2014), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010г. N 330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. N 60-п внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015г. "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей сирот, в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Р.М.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации города Кисловодска от 01.11.1996 г. N ... над несовершеннолетним Р ... М.А. учреждена опека, опекуном назначена Р.Е.Н.
Решением Кисловодского суда от ... Р.А.В. лишен родительских прав в отношении Р.М.А.
Согласно свидетельствам о смерти N ... от 11.01.2007г. и N ... от ... , мать Р.М.А. - Л.С.И. умерла ... , отец Р.М.А. - Р.А.В. умер ...
Р.М.А. зарегистрирован по адресу: ... Актом обследования жилого помещения от 12.05.2014г. расположенного по адресу: г ... , нанимателем которого является Л.А.В., зафиксировано, что жилое помещение представляет собой квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. В указанном помещении зарегистрированы 9 человек.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 11.06.2014г. N ... установлен факт невозможности проживания Р.М.А. в занимаемом жилом помещении.
Согласно сообщениям Кисловодского филиала ГУП СК "Крайтехинвентаризация" от 27.05.2014г. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК от 27.05.2014г. Р.М.А. не имеет собственного жилого помещения.
24.06.2010г. Р.М.А. окончил ГОУ НПО "Профессиональное училище N 29".
Согласно уведомлению и.о. начальника управления образования администрации города-курорта Кисловодска от 02.09.2014г. N 1460 Р.М.А. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору специализированного найма в 2014 году.
19.09.2014г. Р.М.А. обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. В журнале учета его заявление зарегистрировано под номером ...
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство имущественных отношений СК обязано предоставить Р.М.А., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
Довод жалобы о предоставлении жилья в порядке очередности не может быть принят, поскольку гарантированное законом право Р.М.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности.
Вместе с тем, признавая правильными выводы суда первой инстанции в части возложения на министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности предоставить Р.М.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено в период 2015 года.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Между тем, установление срока предоставления ответчиком благоустроенного жилого помещения противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения данной категории граждан, в связи с чем из решения суда подлежит исключению указание на срок предоставления жилого помещения в период 2015 года.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 18 мая 2015 года, исключив указание на предоставление Р.М.А. жилого помещения в период 2015 года.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 18 мая 2015 года изменить:
исключить из второго абзаца резолютивной части решения слова: "в период 2015 года".
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.