Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего ФИО9,
судей ФИО8, ФИО2,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием: прокурора ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений "адрес" по доверенности ФИО5 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора "адрес" в интересах ФИО6 к министерству имущественных отношений "адрес" о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" обратился в суд в защиту интересов ФИО6 с иском к министерству имущественных отношений "адрес" о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал что, ФИО6 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился с заявлением в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Прокурор "адрес" просил суд обязать министерство имущественных отношений "адрес" предоставить в период 2015 г. ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления площади жилого помещения.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора "адрес".
Суд возложил обязанность на министерство имущественных отношений "адрес" предоставить в течение 2015 г. ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным законодательством нормам предоставления площади жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, представителем министерства имущественных отношений "адрес" по доверенности ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить вышеуказанное решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку суд не принял во внимание то обстоятельство, что ФИО6 обратился в министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения лишь ДД.ММ.ГГГГ и в журнале учета его заявление зарегистрировано под N 922. Указывает на то, что первоочередное предоставление жилого помещения законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы до ФИО6
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил. В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав прокурора ФИО4, считающую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Статьёй 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.01.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в п/п. 2 п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО6, " ... ", относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Родители ФИО6 - отец Ю., мать Ю. лишены родительских прав заочным решением районного суда "адрес" края от 12.05.2004, что подтверждается свидетельством о рождении " ... " (л.д. 5, 9-11).
Согласно материалам дела министерством образования и молодежной политики "адрес" сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 г., в который был включен ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратилась в министерство с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда "адрес" (номер регистрации 922) (л.д. 38).
В настоящее время ФИО6 проживает по адресу: " ... ", и собственного жилья не имеет (л.д. 15).
Действующим законодательством министерство имущественных отношений "адрес" определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на министерство имущественных отношений "адрес" предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда "адрес", будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до ФИО6, поскольку исходя из содержания положений вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Вместе с тем, признавая правильными выводы суда первой инстанции в части возложения на министерство имущественных отношений "адрес" обязанности предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено в течение 2015 г.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Также из материалов дела следует, что прокурором "адрес" в заявлении и судом первой инстанции в решении не приведены обоснования обязанности исполнения решения суда ответчиком в указанный срок. Вместе с тем, установление указанного срока может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления в период, определенный судом.
В соответствии с пунктом 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции, исключив указание на предоставление жилого помещения в течение 2015 г.
В остальной части решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменить:
исключить из второго абзаца резолютивной части решения слова: "в течение 2015 года".
В остальной части решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.