Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Криволаповой Е.А.,
судей: Минаева Е.В., Тепловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Т.Л.Н. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от *** года по иску Т.Л.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании права собственности в порядке приватизации,
по докладу судьи Криволаповой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Истица Т.Л.Н. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании права собственности в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является нанимателем жилого помещения - однокомнатной квартиры (в соответствии с техническим паспортом, подготовленным ГУП СК "К.", помещение (квартира) N*** в Лит *** по адресу: г. ***. Истец была вселена со своей семьей в указанное жилое помещение в *** году, на основании договора найма жилого помещения. В указанном жилом помещении она и ее семья зарегистрированы с момента вселения, проживают в нем постоянно, других помещений для проживания не имеет, оплату найма жилья и коммунальных услуг производит постоянно и своевременно, задолженности по оплате не имеет. Согласно выписки из реестра Министерства имущественных отношений за N*** от *** года государственное имущество, находящееся на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования "П.", внесенное в реестр государственного имущества Ставропольского края.
Согласно выписки из реестра Министерства имущественных отношений за N *** от *** года государственное имущество, находящееся на праве оперативного управления на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (Ставропольский государственный политехнический колледж), внесенное в реестр государственного имущества Ставропольского края в соответствии, с распоряжением Правительства РФ от *** года N ***, постановлением правительства СК от *** года N*** "об организации учета и ведении реестра государственного имущества СК.(без приложения данных распоряжений и перечня, что данные объекты, в том числе и общежитие Лит ***, было передано на баланс или иную форму ведения и содержания, ответчикам. Вместе с тем, распоряжение N *** от ***г, которым утвержден перечень, передаваемых в ведение Ставропольского края государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Минобразования России значится лишь государственное образовательное учреждение государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "П.", не содержит характеристики имущества, передаваемого в государственную собственность. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на имущество государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N44", указанного в названном перечне (в настоящее время нет сведений передачи строительных объектов на право оперативного управления ГБОУ НПО им. Казачьего генерала С.С. Н.). Распоряжение министерства от *** г. N*** также не содержит перечень или иные характеристики имущества, передаваемого в государственную собственность Ставропольского края. Более того у министерства имущественных отношений края доказательств того, что возникло право Федеральной собственности на объект недвижимости нет, и документации факта передачи недвижимого им как собственнику имущества не имеется и на сегодняшний день. Таким образом, у нее отсутствует информация об объекте недвижимости, на который ими заявляется право, как право собственности государства или ведомства.
Данное общежитие является многоквартирным жилым домом, что подтверждается технической документацией, студенты и учащиеся в нем не проживают. Основными квартиросъемщиками их дома являются граждане, прожившие в данном доме более *** лет, а некоторые более *** лет, живут семьями на постоянной основе, как в квартирах.
Практически все жильцы относятся к малообеспеченной категории граждан - это работники образования, как бывшие, так и настоящие, пенсионеры, инвалиды, молодые семьи, имеющие малолетних детей, беженцы и вынужденные переселенцы, а также незначительная часть лиц, вообще не имеющих отношения к колледжу.
Все квартиры в их доме полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к квартирам в жилых домах: отсутствуют общие кухни, нет общих душевых, нет вахтера, дом оборудован домофоном и т.д. На средства жильцов была заменена общая система канализации, водоснабжения. За время Проживания жильцами была произведена полная замена напольного покрытия. Каждый квартиросъемщик в своей квартире заменил окна, двери, батареи отопления, все сантехнические приборы, электропроводку, водопроводные трубы с установкой приборов учета, по показаниям которых производится оплата за проживание в соответствии с действующими нормами. С жильцов стала взиматься оплата в соответствии с тарифами, предусмотренными для квартирного жилищного фонда, что фиксируется по настоящее время в книжках, на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с техническим обследованием здания общежития левой и правой секций по ул. *** строительство выполнено с учетом требований нормативных документов по строительству, действующих на территории РФ. На основании результатов проведенного обследования можно сделать вывод о том, что основные конструктивные несущие здания имеют вполне удовлетворительное состояние и обеспечивают его дальнейшую безопасную эксплуатацию.
В целом обследованное здание, расположенное по адресу: ул. ***, признается пригодным для постоянного размещения в них индивидуальных или коммунальных квартир с необходимым набором санитарно-технического оборудования и вспомогательного назначения. Правая и левая секции здания не оказывают отрицательного влияния на работу конструктивных элементов в целом и центральной секции общежития в частности.
Кроме того, спорное жилое помещение отвечает требованиям Закона является изолированным и согласно ст. 52 ЖК РФ и ст. 62 ЖК РФ может быть как предметом договора найма, так и договором приватизации (ст. 1,2,11 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ"). гражданам для проживания в соответствии с договором найма жилого помещения. Поскольку законом не названы специальные нормы для нанимателей жилых помещений в специализированном жилом фонде, следует руководствоваться нормами ст. 4 ЖКРФ об общих правилах ЖК РФ об участниках жилищных правоотношений. Согласно ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса в РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений, и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
В целях улучшения жилищных условий ее семьи, истец также за свой счет выполнили переустройство и перепланировку квартиры N*** по адресу г. *** на *** этаже *** этажного общежития, общей площадью *** кв.м., количество жилых комнат-***, набор помещений: жилая комната, ванная, коридор, кухня. Таким образом, занимаемые ею помещения являются обособленными и в совокупности являются квартирой. Общежитие, Лит *** по адресу ул. *** является многоквартирным жилым домом. ГБОУ НПО ПЛ им. Казачьего генерала С.С. Н. в своем ответе на запрос сообщает, что общежитие, вышеуказанного адреса значится в реестре гос.имущества края и находится на праве оперативного управления на балансе ГБОУ НПО ПЛ им. Казачьего генерала С.С.Н. За которым контроль осуществляет Министерство образования Ставропольского Края и согласно сТ. 298 ГК РФ они не вправе отчуждать и распоряжаться имущество и рекомендовано обратиться с этим вопросом к Министерству образования или в министерство имущественных отношений, где может быть решен вопрос о приватизации. Истец обратилась в министерство образования, где был дан ответ, чтобы передать общежитие в муниципальную собственность им необходимо провести ряд мероприятий для вынесения данного постановления, а в ответе З.А.Ф. ссылаются на норму закона, что жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат. Однако, до настоящего времени вопрос о признании занимаемых ими помещений квартирами в многоквартирном жилом доме не разрешен в связи с бюрократическими проволочками. Поэтому они были вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав и интересов, поскольку вопрос об этом решен не был. Незаконные бездействия органов государственной службы образовательного имущества и ведомства об оформлении права собственности на общежитие нарушает их конституционное право и право на приватизацию, занимаемого жилья по адресу: г. ***.
В соответствии со ст. ст. 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения. Государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
При таких обстоятельствах, право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопросов о передаче в государственную собственность и постановке на балансовую принадлежность. При этом, право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (статья 35 Конституции РФ и статья 2 закона РФ " О приватизации жилищного фонда РФ").
В силу ч.1 ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N1541 "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (справка прилагается).
В разделе "вопросы применения жилищного законодательства "обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006года, 14.06.2006г." Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006г." указано, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным муниципальным учреждениям и были переданы в ведения органом местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, оставленных по договорам социального найма, при этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органов местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость оформления Органами местного самоуправления, указанных документов, следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Согласно справки БТИ и технического обследования, проведенного *** года, общая площадь квартиры составляет *** кв.м., право собственности не оформлено. Согласно, кадастровому паспорту спорная квартира состоит на кадастровом учете, вид жилого помещения в многоквартирном доме квартираN***, право не оформлено.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 года, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Просит признать право собственности за Т.Л.Н.,*** года рождения, в порядке приватизации на квартируN***, расположенную по адресу: г. ***, жилого дома, общей площадью *** кв.м. и чтобы решение являлось основанием для регистрации права в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от *** года в удовлетворении исковых требований Т.Л.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании права собственности в порядке приватизации -отказано.
Не согласившись с решением суда, Т.Л.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что оно является незаконным и необоснованным. Полагает, что суд первой инстанции проигнорировал факт того, что с введением с *** года ЖК РФ считать спорный дом и соответственно спорную квартиру специализированным общежитием нельзя, Министерство имущественных отношений СК, а также многопрофильный техникум им Казачьего генерала С.С. Н. должны были принять соответствующее решение об отнесении помещения к специализированному фонду. Также полагают, что факт принадлежности жилого помещения на праве оперативного управления образовательному учреждению сам по себе не исключает возможности приватизации данного помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителей Министерства имущественных отношений Ставропольского края С.Е.В., В.Л.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истице Т.Л.H. и членам её семьи на основании договора найма N *** переданы во владение и пользование жилые помещения N*** общ. площадью *** кв. м находящиеся в государственной собственности и закрепленном на праве оперативного управления за наймодателем, по адресу: г. *** (л.д. ***). Согласно данным реестра государственного имущества Ставропольского края объект недвижимого имущества - нежилое здание - общежитие (литера ***) общей площадью *** кв.м, расположенное по адресу: ***, идентификационный номер (ИНОН) ***, значится как единый объект, в котором квартиры не выделены, и закреплен за государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С.Н." на праве оперативного управления, (л.д. ***). Права собственности Ставропольского края и оперативного управления учреждения на объект недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрированы (запись регистрации N *** и от *** г. N ***) (л.д.***).
Отказывая Т.Л.Н. в удовлетворении ее исковых требований о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, суд первой инстанции указал на то, что по характеру пользования указанное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, поскольку является студенческим общежитием для проживания лиц обучающихся в указанном выше образовательном учреждении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Частью 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Имущество, находящиеся в государственной или муниципальной собственности может быть приобретено гражданином только в порядке, установленном законом о приватизации, т.е в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "о приватизации жилищного фонда в РФ".
Статья 4 указанного закона содержит прямой запрет на приватизацию общежитий.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что изменение статуса общежития на жилой дом в установленном законом порядке не производилось. Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т. д.).
Поскольку, спорные жилые помещения находятся в студенческом общежитии ГБПО "Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Н.", проживание истца в таком общежитии по иному основанию не влечет возникновение отношений социального найма, а равно права на приватизацию в общем порядке. Тот факт, что жилые помещения в общежитиях занимают граждане, не связанные трудовыми или иными отношениями с образовательным учреждением, что не соответствует целевому назначению жилых помещений в общежитиях, которые предназначены для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, обучающихся) нарушает ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в РФ".
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение по своим жилищно-бытовым характеристикам соответствует понятию "квартира", а не "общежитие", судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку в соответствии с ч, 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений.
Решения об изменении статуса объекта жилого фонда, отнесенного к государственной собственности Ставропольского края принимаются Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Изменение статуса общежития на жилой дом не производилось, и истцами не представлено доказательств того, что жилое помещение находится в объекте недвижимости, которому в установленном законом порядке изменен статус специализированного жилищного фонда(общежития) на жилой дом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенных обстоятельств, не могут повлечь отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от *** года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.