Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2015 года,
дело по апелляционной жалобе председателя ТИК г. Ессентуки СК Шедикова М.А.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 06 августа 2015 года,
по заявлению М.Э.Э. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 23 июля 2015 года N86/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва М.Э.Э.", отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Ессентуки от 23 июля 2015 года N86/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва М.Э.Э.", обязании территориальной избирательной комиссии города Ессентуки зарегистрировать М.Э.Э. кандидатом в депутаты Совета города Ессентуки по одномандатному избирательному округу N1, признании незаконными действия территориальной избирательной комиссии города Ессентуки по направлению в дополнительный офис N5230/0712 Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" указание о прекращении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом М.Э.Э.,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета города Ессентуки на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Совета города Ессентуки пятого созыва.
09 июля 2015 года М.Э.Э. представил в территориальную избирательную комиссию города Ессентуки заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета города Ессентуки по одномандатному избирательному округу N 1. К заявлению приложил все документы, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", необходимые для выдвижения кандидата и, а именно:
-копию паспорта;
-копию свидетельства ИНН;
-копию диплома об окончании учебного заведения;
-справку с места работы.
13 июля 2015 года он представил в ТИК города Ессентуки документы, предусмотренные Федеральным законом, законом Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" и необходимые для регистрации кандидата, а именно:
- подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения в установленном количестве;
- протокол об итогах сбора подписей (на бумажном и машиночитаемом носителе);
- первый финансовый отчет (на бумажном и машиночитаемом носителе);
- учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (на бумажном и машиночитаемом носителе);
- справку из банка, подтверждающую остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата.
23 июля 2015 года ТИК города Ессентуки приняла постановление N 86/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва М.Э.Э.".
Основанием отказа в регистрации М.Э.Э. кандидатом в депутаты послужило не предоставление заявителем сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Нe согласившись с данным решением ТИК города Ессентуки, М.Э.Э. обратился в суд с заявлением.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 06 августа 2015 года требования М.Э.Э. удовлетворены.
В апелляционной жалобе председатель ТИК г.Ессентуки СК Шедиков М.А. просит решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 06 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных М..Э.Э. требований отказать.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ТИК г.Ессентуки СК Митранова Д.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также выслушав представителя М.Э.Э. - Шевченко В.Н. и старшего прокурора Левушкину Е.В., просивших оставить решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 06 августа 2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ст.259 ГПК РФ избиратели, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться в суд.
В соответствии с п.2 ст. 33 ФЗ N67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род Занятий). Условия выдвижения кандидатов предусмотрены статьей 33 Федерального закона. Пункты 2, 2.1 статьи 33 указанного закона устанавливает перечень сведений, который необходимо указать кандидату в заявлении о согласии баллотироваться. Пункт 2.2 статьи 33 Федерального закона устанавливает необходимый перечень документов, копий документов, которые необходимо приложить кандидату к заявлению о согласии баллотироваться в момент выдвижения. Мамедов Э.Э. указанные документы в ТИК Советского района представил.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона установлено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 33 Федерального закона установлена гарантия - указано, что при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Решением Совета города Ессентуки на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Совета города Ессентуки пятого созыва.
09 июля 2015 года М.Э.Э. представил в
территориальную избирательную комиссию города Ессентуки заявление о
согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета города Ессентуки но одномандатному избирательному округу N 1. К заявлению приложил все
документы, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", необходимые для выдвижения кандидата и, а именно: копию паспорта; копию свидетельства ИНН; копию диплома об окончании учебного заведения; справку с места работы.
13 июля 2015 года он представил в ТИК города Ессентуки документы, предусмотренные Федеральным законом, законом Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" и необходимые для регистрации кандидата, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения в установленном количестве; протокол об итогах сбора подписей (на бумажном и машиночитаемом носителе); первый финансовый отчет (на бумажном и машиночитаемом носителе); учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (на бумажном и машиночитаемом носителе); справку из банка, подтверждающую остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата.
23 июля 2015 года ТИК города Ессентуки приняла постановление N 86/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета города Ессентуки пятого созыва М.Э.Э.".
Основанием отказа в регистрации М.Э.Э. кандидатом в депутаты послужило не предоставление заявителем сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Судом первой инстанции установлено, что численность избирателей в городе Ессентуки на 01 января 2015 года составляет 67663.
Средневыверенная численность избирателей в избирательном округе- 4833.
Число избирателей в 1 округе - 4956.
Выборы в Совет города Ессентуки проводятся по 14 одномандатным избирательным округам. Соответственно средняя норма представительства избирателей составляет менее пяти тысяч.
Таким образом, в соответствии с пунктами 3, 4 стати 33 Федерального закона и пунктами 4, 5 статьи 10 закона Ставропольского края при проведении выборов депутатов Совета города Ессентуки кандидат в депутаты не обязан предоставлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Пункт 1 статьи 151 закона Ставропольского края, устанавливает условие регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения:
"Регистрация кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по
одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 14 настоящего Закона.".
С учетом изложенных правовых норм суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обязанность представления сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах при норме представительства менее 5000 избирателей должна быть прямо предусмотрена законом субъекта РФ.
Законом Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз (в редакции Закона Ставропольского края от 29 апреля 2015 года N 38-кз) "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае", такая обязанность для кандидатов не установлена.
Никаких иных условий выдвижения, отличных от определенных Федеральным законом N 67-ФЗ, Закон Ставропольского края не устанавливает.
М.Э.Э. выдвинул свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу N 1 в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Совета города Ессентуки в строгом соответствии с законом, в порядке, предусмотренном пунктами 2, 2.1, 2.2, 3, 4 статьи 33 Федерального закона и пунктами 4, 5 статьи 10 закона Ставропольского края.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований М.Э.Э.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 06 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.