Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Русиновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2015 года,
дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Л. и его представителя Долбня В.В.
на решение Александровского районного суда Ставропольского края
от 07 августа 2015 года
по делу по заявлению И. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Александровского района от 29 июля 2015 г. N 85/449 "О регистрации Л. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края",
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,
УСТАНОВИЛА:
И. обратилась в суд с заявлением, указав, что она является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу N 2.
Постановлением территориальной избирательной комиссии
Александровского района от 29 июля 2015 года N 85/449 кандидатов в
депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу N2 зарегистрирован Л.
Считает, что регистрация Л. осуществлена с нарушением норм действующего законодательства, поскольку Л. подал заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельского совета Александровского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу N 2, как кандидат, выдвинутый Ставропольским региональным отделением Политической партии ЛДПР. Вместе с тем решение конференции Ставропольского регионального отделения Политической партии ЛДПР о выдвижении Л. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края, представленное им а территориальную избирательную комиссию, не содержит указания, по какому из трех многомандатных избирательных округов, утвержденных в схеме избирательных округов для проведения выборов в Думу муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского, выдвигается данный кандидат, что нарушает требование подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Просила суд отменить решение территориальной избирательной комиссии Александровского района от 29 июля 2015 г. N 85/449 "О регистрации Л. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края".
Решением Александровского районного суда Ставропольского края от 07 августа 2015 года требования И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Л., его представитель Долбня В.В. просят решение Александровского районного суда Ставропольского края от 07 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных И. требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Александровского района Карслиев А.Г. и заявитель И. считают решение суда законным и просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Л. - Ефремову В.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, а также выслушав представителя И. - Шевченко В.Н., представителя ТИК Александровского района СК - Софронову Т.А. и старшего прокурора Левушкину Е.В., просивших оставить решение Александровского районного суда Ставропольского края от 07 августа 2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ст.259 ГПК РФ избиратели, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться в суд.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Судом первой инстанции установлено, что 20 июля 2015 г. Л. подал в территориальную избирательную комиссию Александровского района письменное заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу N 2, как кандидат, выдвинутый Ставропольским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, а также иные документы, необходимые для выдвижения и для регистрации кандидата.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Александровского района от 29 июля 2015 г. N 85/449 "О регистрации Л. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края" в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу N 2 зарегистрирован Л., " ... "года рождения, уроженец с.Круглолесское Александровского района Ставропольского края, проживающий по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с. Круглолесское, ул. " ... " (л.д.11-12)
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 2 статьи 15.1 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 г. N 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" вместе с заявлением о согласии баллотироваться Л. в территориальную избирательную комиссию Александровского района представлено решение 1 этапа XXV (внеочередной) конференции Ставропольского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России от 11 июля 2015 г. N 1/7
"Выдвижение кандидатов и списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления Ставропольского края на выборах, назначенных на единый день голосования 13 сентября 2015 года" (далее - решение конференции).
В тексте решения конференции указано, что по результатам тайного голосования выдвинуты " кандидатами в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края на выборах депутатов Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу.." ряд лиц, в том числе Л.(л.д. 15-16)
В соответствии с решением Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края от 03 апреля 2015 г. N 199 "Об утверждении схем избирательных округов для проведения выборов в Думу муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края" утверждены "..схемы трех многомандатных избирательных округов для проведения выборов в Думу муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края..", в том числе: многомандатный избирательный округ N 2 с количеством замещаемых мандатов - 3. (л.д. 13-14)
Вместе с тем Решение N 1\7 конференции о выдвижении Л. кандидатом в депутаты не содержит сведений о том, по какому из трех многомандатных избирательных округов, утвержденных в схеме избирательных округов для проведения выборов в Думу муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского, выдвигается данный кандидат, что нарушает требование подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона.
При данных обстоятельствах указание на многомандатный избирательный округ N 2 в письменном заявлении Л. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края не соответствует принятому решению конференции, которое не содержит указания соответствующего многомандатного округа.
Удовлетворяя требования И., суд первой инстанции правильно исходил из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что решение конференции принято и представлено в территориальную избирательную комиссию Александровского района с нарушением требований подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона, а заявление Л. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы муниципального образования Круглолесского сельсовета Александровского района Ставропольского края, не соответствует представленному им решению, что в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" являлось безусловным основанием к отказу в регистрации кандидата Л.
Пункт 31 Постановления пленума ВС РФ N 5 от 31.03.2011 года "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации" разъяснил, что исходя из пункта 6 статьи 76 ФЗ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствуют регистрации кандидата.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона предусмотрено, что суд может отменить решение о регистрации кандидата в депутаты по заявлению кандидата в депутаты зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, такие нарушения имеются.
Судебная коллегия отмечает, что избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений. Федеральный закон предусматривает, в данном случае, строгое соблюдение его положений, форм и содержания предоставляемых документов и отступления от этого недопустимы.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского районного суда Ставропольского края от 07 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.