Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.
судей Бачинской Н.Ю., Парменычевой М.В.
при секретаре Бушуевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
17 августа 2015 года
дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 18 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Киргетовой В.Е. удовлетворить.
Признать недействительными решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное): от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения из специального стажа Киргетовой В.Е. периодов с ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения в специальный стаж Киргетовой В.Е. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ, отказа в назначении досрочной пенсии; от ДД.ММ.ГГГГ N в части невключения в страховой и специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) включить Киргетовой В.Е. в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии периоды: работы в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, включив данный периоде ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также в страховой стаж, а периоде ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включив также в общий стаж; нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении - 1 год работы, как 1 год и 06 мес; командировки ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении - 1 год работы, как 1 годи 06 мес; и назначить Киргетовой В.Е. досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) в пользу Киргетовой В.Е. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Бачинской Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N Киргетовой В.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности специального трудового стажа.
Указанным решением исключены из специального стажа:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", расположенной на территории Эстонской республики;
- курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - командировка по сопровождению больного.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N по тем же основаниям вновь отказано в досрочном назначении пенсии. В специальный стаж не включены выше указанные периоды работы и курсов, а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ, а именно период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Эстонии не включен в страховой и специальный трудовой стаж.
Киргетова В.Е., с учетом уточнения требований, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) о признании всех трех решений недействительными в части исключения из специального стажа, периода работы в Эстонской Республике, курсов повышения квалификации и командировки; обязании ответчика включить в календарном исчислении в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", расположенной на территории Эстонской республики, а также в страховой стаж; курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении -1 года, как 1 год и 6 месяцев; один день командировки ДД.ММ.ГГГГ в таком же кратном исчислении в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию с даты первоначального обращения - с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что с решениями пенсионного органа Киргетова В.Е. не согласна, поскольку спорные периоды необоснованно не были включены в специальный стаж истицы.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав представителя Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) по доверенности Ипатову О.О. в поддержание доводов, возражения представителя Киргетовой В.Е. по доверенности Войновой О.Е. по доводам жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Материальный закон истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судом не допущено.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Довод жалобы о неправильном применении норм материального права является несостоятельным.
Материальный закон, которым суд руководствовался при принятии решения, истолкован и применен правильно. Нарушений норм материального права не допущено.
Подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент подачи истицей заявления о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доводы жалобы о неправомерном включении периода работы истицы в должности "данные изъяты" Эстонской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, были предметом исследования в суде первой инстанции. Указанным доводам судом в решении дана надлежащая правовая оценка и сделан обоснованный вывод об их несостоятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Согласно п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
В данном случае при разрешении требований о включении в специальный трудовой стаж периода работы в должности "данные изъяты" на территории Эстонской Республики, суд обоснованно исходил из того, что в период выполнения данной работы истицей действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяемое к периодам работы, имевшим место до 01 октября 1993 года. Этим Постановлением было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Указанным Постановлением были предусмотрены должности фельдшера и медицинских сестер - все независимо от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований.
Спорный период работы истца охватывается двумя периодами: периодом работы в Советском Союзе в Эстонской ССР и периодом работы после распада СССР в иностранном государстве - Эстонской Республике.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 года N 70 утвердило разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 года.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (Трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для включения спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности "данные изъяты", расположенной на территории Эстонской республики в специальный стаж истицы.
Доводы жалобы о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца, та как договором от 14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, не предусмотрено суммирование специального стажа при определении права на льготных условиях, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм международного договора от 14 июля 2011 года.
Пункт 3 статьи 5 указанного Договора не содержит ограничений в суммировании стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, кроме случаев совпадения периодов работы по времени их приобретения. Исходя из смысла указанной нормы Договора периоды работы могут суммироваться и по специальному, и по страховому стажу.
Периоды стажа истицы по времени их приобретения не совпадают, следовательно подлежат суммированию.
Такое суммирование пенсионного стажа согласуется с положениями п. 4 ст. 5 Договора, согласно которому в случае, если пенсионный стаж, приобретенный согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон, не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
Периоды трудовой деятельности истицы до распада СССР в декабре 1991 года (декларация Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 года), когда не существовало самостоятельного Эстонского государства, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей, эти периоды относятся к российскому страховому, а также и к специальному стажу. Суммирование российского стажа истицы со стажем его работы в Эстонской Республике после распада СССР как специального, так и страхового, предусмотрено пунктом 3 статьи 5 международного Договора от 14 июля 2011 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировки, повторяют позицию ответчика в судебном заседании, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что в период работы в "данные изъяты" в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истица направлялась работодателем на курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ в командировку
Согласно статье 187 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Аналогичные положения содержались в статье 112 КЗоТ РСФСР.
В силу стати 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данный вывод суда соответствует положениям трудового законодательства, Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 года N323-ФЗ, приказу Министерства здравоохранения РФ N 186 от 05.06.1998 года "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием", приказу Министерства здравоохранения РФ N 1212 от 12.12.1978 года "О мерах по совершенствованию системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием". Повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности.
Поскольку периоды работы Киргетовой В.Е., во время которой она направлялась на курсы повышения квалификации и в командировку, бесспорно включены пенсионным органом в специальный стаж истицы, соответственно и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в командировке ДД.ММ.ГГГГ обоснованно включены судом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Данные положения закона были учтены судом первой инстанции при определении момента возникновения у истицы права на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Из материалов дела следует, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Киргетова В.Е. обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно позиции представителя пенсионного органа в суде первой инстанции право на пенсию при включении спорных периодов в специальный трудовой стаж возникает у истицы с ДД.ММ.ГГГГ.
В суд апелляционной инстанции автором жалобы представлен расчет специального трудового стажа истицы с учетом включения спорных периодов работы, согласно которому право на назначение пенсии у Киргетовой В.Е. возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии принималось ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, на момент вынесения выше указанного решения с учетом включения спорных периодов, у Киргетовой В.Е. имелся необходимый 30 летний специальный стаж и суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по назначению пенсии Киргетовой В.Е. с даты возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, а доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Ссылки в жалобе на допущенное нарушение положений статьи 17, 19, 39 Конституции РФ являются несостоятельными.
Постановленное судом решение статьям 17, 19, 39 Конституции РФ не противоречит.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, повторяют позицию ответчика в споре. Эти доводы были тщательно проверены судом первой инстанции, основанием для отмены решения суда не являются.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 18 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.