Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" по доверенности Зулькафиева Р.А. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 июля 2015 года по делу о привлечении ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за газораспределением и нефтегазодобычи Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Директор ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" обратился в суд с жалобой на постановление от 28 мая 2015 года о привлечении ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 16 июля 2015 года постановление от 28 мая 2015 года о привлечении ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения.
В жалобе представитель ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" по доверенности Зулькафиев Р.А. ставит вопрос об отмене судебного решения и постановления государственного инспектора ввиду неправильного определения квалификации допущенного ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" правонарушения. Указывает, что на момент вынесения постановления административного органа юридическое лицо опасный производственный объект "Сеть газопотребления" не эксплуатировало, объектом не владело, он не имел опасных характеристик в связи с его демонтажем. Отчет, содержащий сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности, обществом в электронном виде направлен в адрес административного органа ДД.ММ.ГГГГ, на бумажном носителе - ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, считает, что данное бездействие юридического лица образует состав административного правонарушения, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Одновременно ссылается на малозначительность указанного административного правонарушения ввиду того, что на момент вынесения постановления о назначении наказания опасный производственный объект не функционировал, а также юридическое лицо добровольно устранило указанные нарушения, в связи с чем просит освободить ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" от административной ответственности. Дополнительно указывает на возможность суда уменьшить сумму административного штрафа в связи с тяжелым материальным положением предприятия.
Выслушав представителя ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" по доверенности Гуськова А.А., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Санкция указанной статьи предусматривает административное наказание в отношении юридических лиц: штраф - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются правоотношения, связанные с соблюдением субъектами, вступающими в данные отношения, требований и правил законодательства в области промышленной безопасности.
Объективная сторона выражается в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В законе дается понятие требований промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации , нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации , а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу статьи 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации , нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации , а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года (статья 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ).
Материалами дела установлено, что ООО "Астраханский автоцентр "КамАЗ " эксплуатирует опасный производственный объект: "сеть газопотребления", регистрационный N. Этот объект расположен по адресу: "адрес". По указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом нарушено требование пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Обществом непредставлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора по форме, определенной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный законом срок. Указанные обстоятельства представителем ООО "Астраханский автоцентр КамАЗ" не оспариваются.
Вина ООО "Астраханский автоцентр КамАЗ" в совершении данного административного правонарушения выражается в н епредставления в установленный законом срок ООО "Астраханский автоцентр "КамАЗ" сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Она подтверждается представленными доказательствами, которые суд оценил по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, суд правомерно пришел к выводу о нарушении юридическим лицом требований законодательства в области промышленной безопасности в связи с чем, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стать 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о малозначительности правонарушения не влияют на правильность принятого постановления. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и формальном содержании признаков состава административного правонарушения, что в данном случае неприменимо. Совершенное правонарушение связано с нарушением законодательства в области промышленной безопасности, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта вступающего в правоотношения, регулируемые законом. Вменяемое юридическому лицу правонарушение имеет формальный состав, наступление последствий не требуется. В этой связи, оснований для освобождения общества от административной ответственности в силу малозначительности не имеется.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и дал им оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу судебного акта и оспариваемого постановления административного органа в части назначенного администрации наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, предусмотрена возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ статья 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей".
В подтверждение тяжелого материального положения предприятия представлен бухгалтерский баланс ООО "Астраханский автоцентр "КамАЗ", подтверждающий отсутствие на предприятии основных средств и материальных ценностей, прибыли. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо находится на стадии реорганизации.
При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру. Оно может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела до "данные изъяты" рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 июля 2015 года и постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за газораспределением и нефтегазодобычи Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора N от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" изменить. Размер назначенного ООО "Астраханский Автоцентр КамАЗ" административного штрафа снизить с "данные изъяты" рублей до "данные изъяты" рублей .
В остальной части постановление о привлечении к административной ответственности и судебный акт оставить без изменения.
Мотивированное решение составлено 21 августа 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.