Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Савельева А.И.
судей Першиной С.В., Киреевой И.В.
с участием прокурора Яременко Е.В.
при секретаре Демчук Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании "данные изъяты" апелляционное представление Талдомского городского прокурора на решение Талдомского районного суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу по иску Талдомского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и РФ в лице ТУ Росимущества по МО к ООО "СК Шанс", администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты", Комитету по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты" о признании недействительными в силу ничтожности договора аренды земельного участка и ненормативных актов органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка,
заслушав доклад судьи Першиной С.В., объяснения прокурора, представителей администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты", ООО "СК Шанс",
УСТАНОВИЛА:
Талдомский городской прокурор "данные изъяты" в интересах неопределенного круга лиц РФ в лице ТУ Росимущества по МО обратился в суд с иском к ООО "СК Шанс", администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты", Комитету по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты" о признании недействительными: акта выбора земельного участка для ООО "СК Шанс", от "данные изъяты" г., постановления главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О предварительном согласовании места размещения коттеджного строительства, утверждении акта выбора и схемы размещения земельного участка, расположенного северо-восточнее "данные изъяты"", постановления Главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О передаче в аренду земельного участка ООО "СК Шанс" северо-восточнее "данные изъяты"", договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17 от "данные изъяты" заключенного между комитетом по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты" и ООО "СК Шанс", постановления главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об определении категории земель земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17, мотивируя свои требования тем, что выбор земельного участка и предоставление его в аренду ответчику ООО "СК Шанс", произведены с нарушением требований Земельного кодекса РФ. Так оспариваемый Акт выбора земельного участка не подписан территориальным органом Росимущества, спорный земельный участок не имеет доступа к землям общего пользования, земельный участок предоставлен без проведения торгов, население муниципального образования о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не информировалось, что повлекло нарушение гарантированных статьями 1 и 31 ЗК жителям муниципального образования прав. Считает, что договор аренды спорного земельного участка нарушает права жителей муниципального образования так как спорный земельный участок, исходя из интересов общества мог быть использован более эффективно. Просит признать недействительным акт выбора земельного участка для ООО "СК Шанс" от "данные изъяты" г., постановление главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О предварительном согласовании места размещения коттеджного строительства, утверждении акта выбора и схемы размещения земельного участка, расположенного северо-восточнее "данные изъяты"", постановление главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О передаче в аренду земельного участка ООО "СК Шанс" северо- восточнее "данные изъяты"", постановление главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об определении категории земель земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17 от "данные изъяты" заключенный между комитетом по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты" и ООО "СК-Шанс".
В судебном заседании представитель Талдомского городского прокурора Авдеева Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске просит их удовлетворить.
Представитель ООО "СК Шанс" исковые требования не признал, по доводам изложенным в возражениях на иск.
Представитель администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты" исковые требования не признал, просит в иске отказать.
Представитель Комитета по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты" исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по "данные изъяты" в судебное заседание не явился. Направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Талдомского районного суда "данные изъяты" от 08.04.2015г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением, Талдомским городским прокурором принесен протест, в котором просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что оспариваемые постановления Главы администрации Талдомского муниципального района "данные изъяты" приняты органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, доказательств нарушения прав жителей "данные изъяты" в результате выделения земельного участка, свободный доступ к которому не ограничен, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия считает данные выводы суда в решении несостоятельными, поскольку установленным обстоятельствам и доказательствам, представленным сторонами в обоснование и опровержение иска дана неправильная правовая оценка.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением "данные изъяты" "данные изъяты" от 19.09.2013г. земельный участок с кадастровым номером 50:01:0060384:17, расположенный северо- восточнее п. "данные изъяты"ю 35162 кв.м., категория- земли населенных пунктов предоставлен в аренду ООО "СК Шанс" и поставлен на временный кадастровый учет 17.12.2013г. Договор аренды заключен на 11 месяцев на период с 17.02.2014г. по 17.01.2015г.
Основанием к вынесению постановления "данные изъяты" от 19.09.2013г. послужило постановление "данные изъяты" "данные изъяты" от 27.08.2013г. о предварительном согласовании места размещения коттеджного строительства, утверждении акта выбора и схемы размещения земельного участка, расположенного северо- восточнее "данные изъяты".
Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что постановление "данные изъяты" не соответствует положениям действующего законодательства.
В соответствии с планшетом "данные изъяты" лесоустройства Комсомольского участкового лесничества ГКУ МО "Мособллес" и актом осмотра территории от 31.10.2013г., выполненного Талдомским филиалом ГКУ "данные изъяты" "Мособллес", земельный участок с кадастровым номером 50:01:0060384:17 граничит с кварталами 159,160,190 Комсомольского участкового лесничества.
В соответствии со ст. 40 ФЗ от 24.07.2007г. N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Акт выбора спорного земельного участка согласован начальником Талдомского филиала ГКУ МО "Мособллес" Поляковым А.Н.
Статьями 81- 83 Лесного кодекса РФ установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, из которых следует, что органам государственной власти в области лесных отношений субъектов Российской Федерации не предоставлены полномочия собственника земель лесного фонда, так как земли лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности.
Комитет лесного хозяйства "данные изъяты" образован на основании Постановления "данные изъяты" от "данные изъяты" N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении положения о Комитете лесного хозяйства "данные изъяты"" является центральным исполнительным органом государственной власти "данные изъяты" специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Однако, в соответствии с указанным положением, Комитет лесного хозяйства "данные изъяты" не обладает полномочиями по согласованию местоположения границ земельных участков, смежных с земельными участками земель лесного фонда.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от "данные изъяты" N "данные изъяты" полномочия по согласованию местоположения границ лесных участков осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации в связи с тем, что такие полномочия статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации не предоставлены.
При этом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом непосредственно и J грез свои территориальный органы осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, акт выбора земельного участка от "данные изъяты" и акт согласования местоположения границ земельного участка надлежащими уполномоченными лицами не подписан, а соответственно в силу вышеприведенных нормативных актов местоположение границ земельного участка не согласовано.
При разрешении спора по существу судом первой инстанции не дана оценка обстоятельствам, установленным постановлением о назначении административного наказания, вынесенного "данные изъяты" мировым судьей участка "данные изъяты" Талдомского судебного района "данные изъяты" и вступившего в законную силу, которым кадастровый инженер Ушаков В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.35 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность заведомо ложных сведений в межевой план, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно внесение при подготовке к кадастровому учету земельного участка, которому в последующем был присвоен кадастровый номер 50:01:0060384:17, в межевой план заведомо ложных сведений о наличии достпа от данного участка к землям общего пользования. Ранее указанные ложные сведения также были внесены им в акт выбора спорного земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок не имел и не имеет доступа к землям общего пользования, необходимость которого предусмотрена п.2.1 ст. 26 Федерального закона от "данные изъяты" N 221-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном кадастре недвижимости" и, соответственно, акт выбора земельного участка, государственный кадастровый учет временного земельного участка, а также постановления "данные изъяты" основанные на указанном акте выбора и кадастровом учете участка являются недействительными.
В подтверждение соблюдения процедуры предоставления земельного участка в аренду суд сослался на публикацию в газете "Заря" от 12.09.2013г. "данные изъяты" об оформлении акта выбора земельного участка примерной площадью 3.6 га северо- восточнее "данные изъяты" в аренду под коттеджное строительство.
Вместе с тем, судом не дана оценка тому, что в газете "Заря" "данные изъяты" от "данные изъяты" опубликован протокол "данные изъяты" заседания межведомственной комиссии по размещению объектов недвижимости на территории "данные изъяты" от 24.07.2013, которой принято решение об оформлении акта выбора ООО "СК "Шанс" земельного участка примерной площадью 3, 6 га северо- восточнее "данные изъяты" в аренду для коттеджного строительства.
Таким образом, это не публикация о предоставлении в аренду земельного участка для строительства, а публикация о том, что администрация, рассмотрев заявление общества согласна начать процедуру оформления акта выбора земельного участка. Других публикаций до момента заключения договора с обществом в средствах массовой информации не осуществлялось, и заинтересованные лица не получили возможность заявить о своих намерениях также получить права на данный участок.
Вышеуказанными действиями Комитет по имуществу и земельным отношениям администрации "данные изъяты" по предоставлению ООО "СК "Шанс" земельного участка для строительства при публикации нарушен порядок предоставления земельных участков для строительства, предусмотренный ст.ст. 30, 31 ЗК РФ. Местоположение земельного участка в ходе обязательной публикации в средствах массовой информации не возможно конкретизировать без указания адреса ориентира.
Пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При этом информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в отличие от требования подпункта 1 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса) проводится не с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других лиц и проведения торгов, а обеспечивает право граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в лишении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Требование об информировании населения относится к порядку принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и несоблюдение этого требования влияет на оценку данного решения при оспаривании его заинтересованными лицами.
В данном случае опубликованное извещение нарушает также принцип сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленный в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также не позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В нарушение требований статьи 31 ЗК РФ акт выбора земельного участка для предоставления его в аренду ООО "СК Шанс" для строительства составлен "данные изъяты" и "данные изъяты" "данные изъяты" вынесено постановление N2716, то есть менее чем через месяц после согласования акта выбора и до публикации информации в средствах массовой информации.
При таком положении орган местного самоуправления проинформировал население о предоставлении спорного земельного участка для строительства после утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, чем нарушил последовательность процедуры выбора земельных участков для строительства, установленной статьей 31 ЗК РФ, согласно которой принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждению акта о выборе земельного участка, предшествуют обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, что привело к нарушению интересов потенциальных претендентов на спорный земельный участок, а также неопределенного круга лиц на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства и предоставлению обществу не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц, что в силу Федерального закона от "данные изъяты" N 27Э-ФЗ "О противодействии коррупции" является коррупциогенным фактором.
Дата постановки спорного земельного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:01:0060384:17 площадью 35162 кв.м.- 17.12.2013г. указывает на то, что постановление Главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от 19.09.2013г. N 2954, в котором имеется ссылка на данный участок с присвоенным 17.12.2013г. кадастровым номером, в действительности было составлено после 17.12.2013г., что также указывает на ничтожность данного ненормативного акта органа местного самоуправления.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием, не соблюден, содержание оспариваемых решений не соответствуют требованиям закона и нарушают права неопределенного круга лиц. При этом права неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду и неопределенного круга лиц, имеющих право претендовать на данный земельный участок нарушены как не соблюдением порядка предоставления земельного участка, так и выбором земельного участка, не имеющего доступа к землям общего пользования, что делает его негодным к использованию.
Поскольку судом дана неправильная оценка установленным обстоятельствам дела, а также доказательствам в обоснование иска, которая повлекла неправильное применение норм материального права и принятию незаконного решения, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда; постановить новое решение, которым исковые требования Талдомского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и РФ удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Талдомского районного суда "данные изъяты" от "данные изъяты" отменить и постановить новое решение.
Исковые требования Талдомского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по "данные изъяты" удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды "данные изъяты" от 17.02.2014г. земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17, заключенный между Администрацией Талдомского муниципального района и ООО "СК "Шанс".
Признать недействительным постановление Главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от 19.09.2013г. о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17, расположенного северо- восточнее п. "данные изъяты"ю 35162 кв.м., категория- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для коттеджного строительства.
Признать недействительным постановление Главы Талдомского муниципального района "данные изъяты" от 27.08.2013г. о предварительном согласовании места размещения коттеджного строительства, утверждении акта выбора т схемы размещения земельного участка, расположенного северо- восточнее п. "данные изъяты"ю 35162 кв.м. категория- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для коттеджного строительства.
Признать недействительным постановление Главы Талдомского муниципального района от 26.12.201г. "данные изъяты" об определении категории земель земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17.
Признать недействительным Акт выбора для ООО "СК Шанс" земельного участка площадью 3.6 га северо- восточнее "данные изъяты" от 05.08.2013г.
Исключить сведения о временном земельном участке 50:01:0060384:17 из государственного кадастра недвижимости.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.