Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Лихачевой И.А.
судей Кумачевой И.А., Мирошкина В.В.,
при секретаре Лариной Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании от 10 августа 2015 года апелляционную жалобу Кремлева Николая Васильевича на решение Протвинского городского суда Московской области от 05 июня 2015 года по делу по иску Кремлева Николая Васильевича к Администрации г.Протвино о признании расчета норматива общей площади жилого помещения незаконным, возложении обязанностей произвести перерасчет норматива общей площади жилого помещения, переподготовку и переоформление документов для Государственного жилищного сертификата, предоставить право на участи в ознакомлении и подготовке документов,
заслушав доклад судьи Лихачевой И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Кремлев Н.В. обратился в суд с иском к Администрации "данные изъяты" о признании незаконным расчета размера норматива общей площади жилого помещения, исходя из которого производится расчет социальной выплаты, возложении на Администрацию "данные изъяты" обязанности произвести перерасчет размера данной площади с указанием ее размера, равного 57 кв.м, и переоформление Государственного жилищного сертификата, предоставить ему право на участие в ознакомлении и подготовке документов по его оформлению. Требования мотивированы тем, что он является инвалидом вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и включен в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Решением Протвинского городского суда от "данные изъяты" на Министерство строительного комплекса "данные изъяты" возложена обязанность выделить ему государственный жилищный сертификат без предоставления обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в виде "данные изъяты" в "данные изъяты". Постановлением Правительства РФ "данные изъяты" от "данные изъяты" (в ред. Постановления Правительства РФ "данные изъяты" от "данные изъяты" г.), в п.12, определено, что размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. В административном образовании "данные изъяты" размер социальной выплаты рассчитывается с непосредственным участием Жилищного сектора Администрации "данные изъяты", который согласно вышеназванному постановлению Правительства РФ "данные изъяты" определяет размер общей жилой площади исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с п.п.16-16.2 настоящих Правил. В Заключении на Кремлёва Н.В. от "данные изъяты" приведен расчет общей жилой площади на его семью, составляющий 36,5 кв.м: "42 кв.м (норматив на семью из 2-х человек) + 15 кв.м (норма дополнительной жилой площади) - 20,5 кв.м (часть жилого помещения, занимаемого Кремлёвым Н.В. с дочерью по договору социального найма)" = 36,5 кв.м". Считает, что данный расчёт общей жилой площади подготовлен с нарушением п.16.1 Постановления Правительства РФ "данные изъяты" от "данные изъяты" В заключении указано, что прежний расчет мог быть применим при условии сдачи занимаемого жилья, а поскольку по решению суда ему должны выдать ГЖС без предоставления обязательства об освобождении жилого помещения, то расчет произведен таким образом. В ознакомлении с заключением, а также в своевременном предоставлении необходимой информации о порядке расчета общей жилой площади для начисления социальной выплаты ему в Администрации "данные изъяты" постоянно отказывали. В результате рассмотрения его заявлений и обращений в правоохранительные органы ему были предоставлены копии Государственного Жилищного Сертификата, серия МЧ N 416758, "Заключения на Кремлёва Н.В.". В июне 2014 г. им подавались жалобы и заявления в Администрацию "данные изъяты" о назначении служебной проверки правомерности и законности действий сотрудников Администрации, привлечении их к ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, на которые получен ответ, в котором содержался тот же расчет размера социальной выплаты, как и в Заключении от "данные изъяты" В результате неисполнения ответчиком действующего законодательства он, как инвалид 2 группы вследствие участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоящий на очереди по улучшению жилищных условий с 2001 г., в течение 14 лет не имеет возможности улучшить жилищные условия своей семьи.
В судебном заседании Кремлев Н.В. заявленные требования поддержал.
Представители ответчика Администрации "данные изъяты", третьего лица Министерства строительного комплекса "данные изъяты" просили иск оставить без удовлетворения, представив письменные возражения.
Решением Протвинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" в удовлетворении иска Кремлеву Н.В. отказано.
С указанным решением Кремлев Н.В. не согласился, в апелляционной жалобе просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, верно применив положения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановления Правительства РФ "данные изъяты" от "данные изъяты" "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", оценив представленные сторонами доказательства и установив, что истец имеет право на участие в государственной программе финансовой поддержки, размер которой определен с учетом уже занимаемого им жилого помещения, обоснованно отказал в удовлетворении иска, поскольку нарушений закона со стороны органов местного самоуправления при рассмотрении требований истца не допущено.
Из материалов дела усматривается, что Кремлёв Н.В. является инвалидом вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и включен в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Кремлев Н.В. зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 41 кв.м по адресу: "данные изъяты", на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного между Администрацией "данные изъяты" и Кремлевой А.В. На данной жилой площади также зарегистрированы бывшая супруга истца Кремлева А.В. и их дочери Кремлева А.Н. и Кремлева К.Н.
Постановлением Главы "данные изъяты" "данные изъяты" от "данные изъяты" Кремлев Н.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека (он и дочь Кремлева А.Н.). Таким образом, исходя из общей площади занимаемой "данные изъяты" кв.м на истца с дочерью приходится 20,5 кв.м.
Решением Протвинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" на Министерство строительного комплекса "данные изъяты" возложена обязанность выделить Кремлеву Н.В. государственный жилищный сертификат без предоставления обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в виде "данные изъяты".
Согласно заключению на Кремлева Н.В. от "данные изъяты" г., в дополнение к имеющему заключению от 2011 г. рассматривался вопрос определения размера общей площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер социальной выплаты для Кремлева Н.В. на семью из двух человек. Поскольку прежний расчет мог быть применим при условии сдачи занимаемого жилья, то с учетом разъяснений специалистов Отдела организации финансирования мероприятий федеральных программ в "данные изъяты" Минмособлстроя и положений п.п.16 и 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ "данные изъяты" от "данные изъяты" г., размер социальной выплаты рассчитан на общую площадь жилого помещения в размере 36,5 кв.м с учетом занимаемой истцом с дочерью жилой площади: 42 кв.м (норматив на семью из 2-х человек) + 15кв.м (норма дополнительной жилой площади) - 20,5 кв.м (часть жилого помещения занимаемого Кремлёвым Н.В. с дочерью по договору социального найма).
В соответствии со ст.ст.13-14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз.
Согласно п.16 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 42 кв.м на семью из 2 человек. В случаях, установленных законодательством РФ, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м.
Согласно п.16.1 указанных Правил такой расчет применяется только в прямо предусмотренных данным пунктом случаях. Так, в соответствии с п.16.1 Правил, норматив, указанный в п.16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
Поскольку с учетом решения Протвинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" истец не относится к категории граждан, указанных в п.16.1 Правил, то предоставляемая финансовая поддержка подлежит определению не исходя только из сложения площади, причитающейся на 2 членов семьи и дополнительной площади (42 кв.м+15кв.м= 57 кв.м), а исходя из наличия прав на иное жилье, т.е. площади занимаемой по договору социального найма квартиры, пропорциональной правам истца и его дочери (41/2+=20.5 кв.м).
Судебная коллегия полагает правильным заключение органов местного самоуправления от "данные изъяты" о необходимости предоставления финансовой поддержки исходя из площади 36,5 кв.м, поскольку законодательством не предусмотрена возможность игнорирования прав заявителя на иную жилую площадь. При этом, решение Протвинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" не находится в противоречии с выводами апелляционной инстанции, т.к. мотивом принятия указанного судебного решения в 2011 г. о выдаче жилищного сертификата без предоставления обязательства о сдаче квартиры являлась то обстоятельство, что в ней проживают бывшие члены семьи истца, не имеющие прав на участие в жилищной программе, а не то, что данная квартира не подлежит учету при осуществлении мер государственной поддержки.
Учитывая изложенное, судебная коллегия на находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения. То обстоятельство, что суд первой инстанции оценил действия органа местного самоуправления по подготовке заключения, как не подлежащие оспариванию, и тем самым неверно применил положения главы 25 ГПК РФ, не может являться основанием для изменения судебного акта, поскольку не отменяет отсутствия материального права истца на большую площадь.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы судебного решения мотивированы со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства и нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Судом первой инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Протвинского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу Кремлева Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.