Заместитель председателя Московского областного суда Боков К.И., рассмотрев жалобу Гришина Виктора Георгиевича на постановление мирового судьи 63 судебного участка Истринского судебного района Московской области от 14 апреля 2015 года и решение Истринского городского суда от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ в отношении Гришина Виктора Георгиевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи 63 судебного участка Истринского судебного района Московской области от 14 апреля 2015 года
ГРИШИН ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ, "данные изъяты" года рождения, уроженец "данные изъяты", проживающий в "данные изъяты",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Решением Истринского городского суда Московской области постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты Гришин В.Г. поставил вопрос об их отмене с прекращением производства по делу, указывая, что не являлся субъектом правонарушения в силу того, что был водителем скутера, рабочий объем двигателя которого не превышает 50 куб. см, а конструктивная скорость - не превышает 50 км/час, в связи с чем, управляемое им транспортное средство, в соответствии с разъяснением Пленума ВС РФ не подпадает под определение "транспортного средства", понимаемого в главе 12 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исходя из его материалов и доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
Как следует из дела, Гришин В.Г. привлечен к ответственности за то, что "данные изъяты" в 12 часов 15 минут на "данные изъяты" он управлял мотоскутером без г.р.з., с признаками опьянения (запах алкоголя из полости рта, поведение, не соответствующее обстановке), при этом, отказавшись пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте, Гришин В.Г. не выполнил также и законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем нарушил п.2.3.2 ПДД РФ.
В соответствии с ч.1.1 ст.27.12 КоАП РФ, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Основанием для направления на медицинское освидетельствование водителя Гришина В.Г. послужило наличие указанных выше признаков опьянения и отказ пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте. Данные основания приведены в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, который составлен с участием двух понятых.
При таких обстоятельствах, порядок направления лица на медицинское освидетельствование был соблюден, требование сотрудников ГИБДД о прохождении водителем медицинского освидетельствования являлось законным.
От прохождения медицинского освидетельствования водитель Гришин В.Г. отказался, что не отрицалось им самим на стадии досудебного разбирательства, а также подтверждается протоколом об отстранении от управления транспортным средством; протоколом о направлении на медицинское освидетельствование, в котором зафиксирован отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования, удостоверенный подписями двух понятых и его личной подписью; письменными объяснениями понятых Кудрякова М.А. и Поджидаева В.И. о том, что водитель мотоскутера Стелс" Гришин В.Г. от прохождения медицинского освидетельствования отказался, а также протоколом об административном правонарушении, где имеются собственноручные объяснения Гришина В.Г. "выпил пива".
Мировой судья, оценив все собранные и исследованные по делу доказательства в их совокупности, в том числе, на предмет относимости и допустимости, установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о виновности вышеназванного водителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 КоАП РФ.
Административное наказание назначено по общим правилам, в соответствии с требованиями КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст.12.26 КоАП РФ. Постановление не противоречит положениям ст.29.10 КоАП РФ.
Городским судом жалоба на постановление и материалы дела проверены в полном объеме, как того требуют положения ст.30.6 КоАП РФ. Выводы суда по рассмотренным вопросам изложены в тексте решения.
Довод жалобы Гришина В.Г. на вступившие в законную силу постановления о том, что он, как водитель скутера, рабочий объем двигателя которого не превышает 50 куб.см, а скорость - 50 км/час, не подлежит ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, основан на недостаточном изучении Гришиным В.Г. законодательной базы, регулирующей данный вопрос.
Так, ч.1 ст.12.26 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с определением, данным законодателем в ст.2
Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", "транспортное средство" - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, определено, что "механическое транспортное средство" - это транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221); "мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Действительно, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ N18 от 24.10.2006 года, под транспортным средством в главе 12 КоАП РФ понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
Между тем, для раскрытия понятия "иные машины" в приведенном пункте Постановления имеется отсылка к примечанию к статье 12.1 КоАП РФ, в соответствии с которым, под транспортным средством конкретно в ст.12.1 КоАП РФ следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях главы 12 - также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
На основании ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О безопасности дорожного движения" на управление мопедами и легкими квадрициклами необходимо специальное право категории "M"; на мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт - подкатегория "A1"; на трициклы и квадрициклы - подкатегория "B1" и т.д..
При таких обстоятельствах, довод жалобы Гришина В.Г. подлежит отклонению, как необоснованный.
То обстоятельство, что в решении Истринский городской суд ошибочно указал отчество Гришина Виктора как "Григорьевич", вместо "Георгиевич", в данном случае следует расценить как техническую ошибку (описку), которая подлежит исправлению в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ.
Из материалов дела очевидно, что производство по делу велось и постановление вынесено в отношении Гришина Виктора Георгиевича (л.д.17) и именно указанное лицо привлечено к ответственности мировым судьей; именно его жалоба была принята к производству Истринского городского суда (л.д.23) и рассматривалась Истринским городским судом, что прямо следует из трех протоколов судебного заседания (л.д. 26, 27, 30, 32).
Процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием к отмене судебных решений, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы Гришина В.Г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи 63 судебного участка Истринского судебного района Московской области от 14 апреля 2015 года и решение Истринского городского суда от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ в отношении Гришина Виктора Георгиевича оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда К.И. Боков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.