Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Родиной Т.А.,
при секретаре Дабдиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Краснобокого В.В., Краснобокой Д.И., действующей также как законный представитель несовершеннолетней Краснобокой А.В. на решение Центрального районного суда Самарской области от 11 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Краснобокого В.В., Краснобокой Д.И., Краснобоковой А.В. в лице законного представителя Краснобокой Д.И. отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя мэрии г.о.Тольятти Самарской области Колмаковой М.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснобокий В.В., Краснобокая Д.И., действую также как законный представитель несовершеннолетней Краснобокой А.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 1 апреля 2015 года N 2057-р/5 "О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 7 февраля 2013 года N 671-р/5 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в части отказа в признании Краснобокого В.В. с составом 2 человека (сам Краснобокий В.В. и его жена Краснобокая Д.И.) нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и о восстановлении нарушенного права путем возложения на мэрию г.о.Тольятти Самарской области обязанности включить их семью с составом 3 человека (с учетом родившейся ДД.ММ.ГГГГ года дочери Краснобокой А.В.) в состав участников указанной подпрограммы с 7 февраля 2013 года.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 7 февраля 2013 года N 671-р/4 его семья в указанном составе была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ года дочери Краснобокой А.В., Краснобокий В.В. обратился в мэрию г.о.Тольятти Самарской области с заявлением об изменении состава семьи, 13 апреля 2015 года по почте им получена выписка из оспариваемого распоряжения, в которой основанием для снятия его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий указан п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, основанием исключения семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы указано несоответствии требованиям, указанным в пп. "б" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, содержащихся в Приложение N 3 к Подпрограмме (далее - Правила) (пп "а" пункта 18 Правил).
Заявители, ссылаясь на то, что пп. "а" пункта 18 Правил к их семье неприменим, поскольку на момент включения в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы она соответствовала всем необходимым для этого требованиям, просили признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 1 апреля 2015 года N 2057-р/5 в оспариваемой части и обязать мэрию г.о.Тольятти восстановить его с составом семьи три человека в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. с присвоением номера очередности исходя из даты издания распоряжения N 671-р/5, то есть с 7 февраля 2013 года.
В судебном заседании заявители требования поддержали, представитель мэрии г.о.Тольятти Самарской области просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что на момент издания распоряжения N 671-р/5 семья заявителей не соответствовала требованиям, указанным в пп. "б" пункта 6 Правил.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 36-39).
В апелляционной жалобе заявители просят отменить решение суда как постановленное при неправильном применении норма материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 40-47).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы были изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (далее - Правила), в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
Так, пункт 6 названных Правил предусматривает, что участником программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
В п. 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Судом установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 7 февраля 2013 года N 671-р/5 Краснобокий В.В. с составом семьи 2 человека (сам Краснобокий В.В. его жена Краснобокая Д.И.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 8).
При принятии решения о признании семьи Краснобоких нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей включению в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы орган местного самоуправления исходил из того, что данная семья соответствует требованиям, указанным в пп. "б" пункта 6 Правил.
После рождения ДД.ММ.ГГГГ года в семье Краснобоких дочери А, Краснобокий В.В. обратился в мэрию г.о.Тольятти Самарской области с заявлением об изменении состава семьи.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 1 апреля 2015 года N -р/5 в распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 7 февраля 2013 года N 671-р/5 внесены следующие изменения: подпункт 1.1 пункта 1 и подпункт 2.1 пункта 2 исключены, дополнительно внесены пункты 3 и 4, согласно которым Краснобокову В.В. с составом семьи 2 человека отказано в признании:
- нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в связи с отсутствием оснований, дающих им право состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ);
участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в связи с несоответствием требованиям, указанным в пп. "б" пункта 6 Правил (пп "а" пункта 18 Правил) (л.д. 9).
Основанием для издания данного распоряжения послужило установление при рассмотрении представленных молодой семьей в марте 2015 документов факта того, что на момент подачи заявления 29 января 2013 года Краснобокий В.В. не являлся гражданином Российской Федерации, детей семья не имела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований заявителей о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 1 апреля 2015 года N 2057-р/5 в части снятия Краснобокого В.В. с семьей 2 человека с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и о восстановлении Кранобокого В.В. с составом семьи 3 человека в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с присвоением номера очередности по состоянию на 7 февраля 2017 года - дату принятии распоряжения N 671-р/5.
При этом суд обоснованно исходил из положений статьи 54 Жилищного кодекса РФ, регулирующей вопросы отказа принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии пунктом 2 части которой отказ в принятии граждан на указанный учет допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и положений Правил, которыми предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие у Краснобокого В.В. на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы гражданства Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях основан на неверном толковании пункта 6 Правил, согласно которому молодая семья, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, для участия в указанной Подпрограмме должна иметь в своем составе хотя бы одного ребенка.
При оценке довода апелляционной жалобы о том, что при проверке документов в 2013 году Мэрии не установила оснований для отказа в признании молодой семьи Краснобоких участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы судебная коллегия исходит из права Мэрии на установление таких оснований и после принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и на исправление допущенной ранее ошибки.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что на основании оспариваемого распоряжения молодая семья заявителей исключена из списков участников, в то время как Правилами не предусмотрена возможность исключения молодой семьи из состава участников Подпрограммы является несостоятельной, поскольку наличие права состоять в указанном списке является производным от наличия у молодой семьи статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках данной Подпрограммы.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснобокого В.В., Краснобокой Д.И., действующей также как законный представитель несовершеннолетней Краснобокой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.