Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя истцов Ц.В., Х.Е., С.В., О.С., М.С., А.А., А.С., К.Н., М.М., К.А., А.Е., Н.О., Н.И., М.А., К.А., Д.Т., К.А.В., Б.С., Г.Б. - П.Г., ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 апреля 2015 года по делу
по иску М.С., М.А., А.Е., М.М., А.А., А.С., Г.Б., К.А., К.А.В., О.С., К.Н., Д.Т., Х.Е., Н.И., Н.О., Б.С., Ц.В., С.В., Х.А., К.А. к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства "адрес", просили с учётом уточнения:
-обязать КЖКХ "адрес" в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- получить разрешение на проведение работ по сохранению дома N *** по "адрес" как регионального памятника архитектуры, а также выполнить согласование проектной документации на проведение работ;
-выполнить приборное обследование системы электроснабжения жилого дома сертифицированной организацией;
- по результатам обследования выполнить проект на капитальный ремонт системы электроснабжения и произвести замену всех не соответствующих современным нормативным требованиям и находящихся в недопустимом техническом состоянии электроустановок, установить защитные плафоны внутреннего и наружного освещения, выполнить наружное освещение входов во все подъезды, выполнить заземляющий контур;
- выполнить приборное обследование не замененных участков трубопроводов и отопительных приборов с целью определения внутреннего состояния трубопроводов, расположенных в пространстве чердака, подвала, подъездах, а также состояния стояков и чугунных батарей в квартирах, подъездах;
- по результатам обследования системы отопления произвести замену всех имеющих чрезмерный износ и повреждения (следы глубокой коррозии, протечки) и не соответствующих современным нормативным требованиям участков и элементов;
- выполнить приборное обследование трубопроводов сертифицированной организацией;
- по результатам обследования выполнить проект на капитальный ремонт и произвести замену всех имеющих чрезмерный износ и повреждения (следы глубокой коррозии, протечки) и не соответствующих современным нормативным требованиям участков и элементов;
- установить мониторинг технического состояния за зданием после комплекса мероприятий по реконструкции, реконструкционному ремонту и приспособлению здания для современного использования.
Обязать КЖКХ "адрес" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в доме *** по "адрес" следующие работы:
- восстановить в подвальном помещении оконные проемы с приямками с обязательным устройством водоотведения или козырьков;
- выполнить замену деревянных оконных и дверных заполнений;
-заменить выбракованные части канализационных, отопительных и водо-разборных трубопроводов, утеплить трубопроводы водоснабжения, отопления, водомерный узел и узел управления отоплением;
- восстановить в подвальном помещении защитные слои бетона несущих стен, плит и балок перекрытия, балок, колонн;
- установить гильзы в местах прохождения инженерных сетей через перекрытия (водопровод, отопление, канализация);
- демонтировать в подвале деревянные хозяйственные постройки
- демонтировать нефункционирующее инженерное оборудование и коммуникации
- выполнить устройство основания и новой отмостки;
- очистить и окрасить металлические косоуры и балки лестниц;
- восстановить вентиляционные каналы в подвале и квартирах, для чего восстановить разрушенные части вентиляционных и дымовых каналов, прочистить существующие вентиляционные и дымовые шахты;
- очистить поверхность чердачного перекрытия от строительного мусора, утеплитель, сваленный в кучи, равномерно распределить по всей поверхности перекрытия;
- вывести вентиляционные и дымовые шахты за пределы чердачного помещения;
- устранить дефекты фановых труб канализационных стояков и вывести их за пределы чердачного помещения;
- выполнить герметичное примыкание стояков вентиляции, канализации к конструкциям чердачного перекрытия и кровли для устранения протечек с кровли;
-выполнить под карнизной частью дополнительный водонепроницаемый ковер под металлической кровлей на расстоянии не менее 2,0 м от края карниза, при восстановлении металлической части кровли предусмотреть герметизацию соединения всех ее частей для предотвращения протеканий в период межсезонья;
- выполнить закрепление кровельных профлистов к обрешетке в соответствии с технологией кровельных работ;
- выполнить ремонт цоколя;
- выполнить ремонт несущей стены подвала в осях 1-1 и ремонт наружной стены входа в подвал около 3 подъезда с устранением отклонения от вертикали, выпучивания кирпичной кладки, восстановлением защитного слоя арматуры железобетонных перекрытий и балок подвала;
- устранить протечки инженерного оборудования, замачивание оснований фундаментов в подвале;
- произвести в соответствии с требованиями ПУЭ полную замену всех не соответствующих современным нормативным требованиям и находящихся в недопустимом техническом состоянии электроустановок с применением УЗО в месте присоединения к владельцу электрических сетей, заменой двухпроводной системы проводов на трехпроводную, заменой электроприборов в подвалах и подъездах, повторным заземлением нулевого провода на воздушном вводе, занулением электроприемников, использованием двойной изоляции ввода в объект, выполнением заземляющего контура;
- выполнить антикоррозийное покрытие наружной поверхности всех трубопроводов;
- выполнить тепловую изоляцию трубопроводов и узла управления отоплением;
- выполнить антикоррозийное покрытие наружной поверхности всех трубопроводов горячего и холодного водоснабжения;
- выполнить тепловую изоляцию трубопроводов системы водоснабжения;
- немедленно устранить выявленные течи инженерного оборудования, осушить; затопленные помещения (откачать собравшуюся в помещениях воду), очистить от мусора и нечистот;
- выполнить приборное обследование трубопроводов системы канализации жилого дома сертифицированной организацией, по результатам обследования выполнить проект на капитальный ремонт системы канализации и произвести замену всех имеющих чрезмерный износ, повреждения и не соответствующих современным нормативным требованиям участков и элементов;
- выполнить текущий ремонт внутренней отделки подъездов с восстановлением штукатурного и окрасочного слоев, замену оконных и дверных заполнений, заделку трещин, выбоин и зазоров между лестничными маршами и стенами, заделку сколов в конструкциях лестниц при помощи готовых вставок или бетонирования на месте;
- восстановить демонтированные приборы отопления в подъездах дома;
- восстановить защитный козырек над подъездом N3;
- выполнить вертикальную планировку прилегающей к стенам жилого дома территории
- поднять уровень пола на входах в подъезды;
Взыскать с КЖКХ "адрес" в качестве возмещения понесенных судебных расходов в пользу А.Е., М.М., А.А., А.С., Г.Б., К.А., К.А.В., О.С., К.Н., Д.Т., Х.Е., Н.И., Б.С., Ц.В., Н.О., С.В., Х.А., К.А., М.С., М.А. по "данные изъяты" руб. каждому.
Взыскать с КЖКХ "адрес" в пользу Ц.В., Х.Е., С.В., О.С., М.С., М.М., А.А., А.С., К.А., К.А.В., К.А., Д.Т., Б.С., Х.А. по "данные изъяты" руб. каждому в качестве возмещения расходов по оплате нотариальной доверенности.
Взыскать с КЖКХ "адрес" в пользу А.Е. "данные изъяты" руб. в качестве возмещения расходов по оплате нотариальной доверенности.
Взыскать с КЖКХ "адрес" в пользу М.А., Н.И. и Н.О. по "данные изъяты". каждому в качестве возмещения расходов по оплате нотариальной доверенности.
Взыскать с КЖКХ "адрес" в пользу Г.Б. "данные изъяты" в качестве возмещения расходов по оплате нотариальной доверенности.
Взыскать с КЖКХ "адрес" в пользу М.С. "данные изъяты" в качестве возмещения расходов по оплате госпошлины.
В обоснование требований указали на то, что являются собственниками жилых помещений в доме N *** по "адрес". Поскольку со сдачи дома в эксплуатацию капитальный ремонт его не производился, полагают, что имеется необходимость его выполнения.
Считают, что выполнение капитального ремонта дома основано на ст. 16 ФЗ "О приватизации жилищного фонда".
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в Управлении Алтайского края по культуре и архивному делу разрешение на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по "адрес", в "адрес"; подготовить проектную документацию на выполнение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по "адрес", в "адрес", согласовав ее с Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу; в срок до ДД.ММ.ГГ провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по "адрес", в "адрес", с соответствии с согласованной с Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу проектной документацией.
В остальной части иска отказано.
Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в пользу А.Е., М.М., А.А., А.С., Г.Б., К.А., К.А., О.С., К.Н., Д.Т., Х.Е., Н.И., Б.С., Ц.В., Н.О., С.В., Х.А., К.А., М.С., М.А. расходы на услуги представителя по "данные изъяты" каждому.
Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в пользу Ц.В., Х.Е., С.В., О.С., М.С., М.М., А.А., А.С., К.А., К.А., К.А., Д.Т., Б.С., Х.А., К.Н. расходы на оформление доверенности по "данные изъяты" каждому.
Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в пользу А.Е. расходы на доверенность в размере "данные изъяты".
Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в пользу М.А., Н.И., Н.О. расходы на оформление доверенности по "данные изъяты" 30 коп. каждому.
Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в пользу Г.Б. расходы на оформление доверенности "данные изъяты".
Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в пользу М.С. расходы на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель истцов просит изменить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции - обязать КЖКХ "адрес" в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в Управлении Алтайского края по культуре и архивному делу разрешение на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по "адрес", подготовить проектную документацию, согласовав ее с Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, на выполнение капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома с учетом всех работ по капитальному ремонту, о необходимости выполнения которых указывается в выводах заключения судебной строительно-технической экспертизы N 738С/14. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что в решении суда отсутствует указание на необходимость руководствоваться экспертным заключением при подготовке проектной документации на выполнение капитального ремонта и учитывать все работы обозначенные в нем. Таким образом, судом отдано на откуп ответчика определение перечня работ по капитальному ремонту дома в проектной документации, что позволит ответчику не включить ряд работ, указанных в экспертизе. Поскольку в решении не указано, какие конкретно работы по капитальному ремонту должны быть учтены при разработке проектной документации, это создаст затруднения в его исполнении.
В апелляционной жалобе ответчик КЖКХ "адрес" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В качестве доводов жалобы ссылается на то, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений; обязанность по капитальному ремонту не исполнялась государством, а не органами местного самоуправления, при этом ст.16 Закона о приватизации не конкретизирует на ком из бывших наймодателей лежит обязанность осуществить капитальный ремонт.
Комитет осуществляет функции муниципального заказчика по организации и проведению капитального ремонта муниципального жилищного фонда и у него отсутствует обязанность по проведению ремонта имущества, принадлежащего истцам на праве частной собственности.
Ссылается на изменения в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", вступившие с 01.01.2013, где в ст.16.1 исключен пункт 5, предусматривавший осуществление органами местного самоуправления городского округа финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 01.03.2005.
Обязанность наймодателя по проведению капитального ремонта должна устанавливаться на момент приватизации первой квартиры, поэтому суду следовало выяснить данную дату. Суд своим решением перекладывает обязанности собственников на органы местного самоуправления, производя перераспределение средств местного бюджета в пользу одних лиц без учета прав и интересов других.
Поскольку многоквартирный жилой дом является объектом культурного наследия регионального значения, охраняемым государством, его статус регулируется ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" и Законом АК "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае". Таким образом, обязанность по финансированию расходов на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия регионального значения не может быть возложена на орган местного самоуправления. Указывает на несогласие с установленным в решении суда сроком для проведения капитального ремонта, поскольку для выполнения указанных в решении суда работ этого срока недостаточно.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в "адрес" в "адрес", что подтверждается свидетельствами о регистрации права (л.д. 35-54 т.1).
Собственником нежилого подвального помещения (Н6) в указанном жилом доме Литер А, площадью "данные изъяты".м. является городской округ - "адрес" Алтайского края (л.д. 217 т.1).
Согласно копии инвентарного дела, технического паспорта жилой дом *** "адрес" построен в ДД.ММ.ГГ году и находился в муниципальной собственности (л.д. 103-121). Сведения о проведении капитального ремонта жилого дома и замене его инженерных коммуникаций технический паспорт не содержит.
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" является объектом культурного наследия (памятником истории культуры) "Дом жилой со встроенным магазином", входит в муниципальный жилищный фонд "адрес". Данный объект состоит на государственной охране на основании постановления Алтайского краевого Законодательного собрания от 28.12.1994 г. N 169 "Об историко-культурном наследии Алтайского края".
Заключением межведомственной комиссии администрации г. Барнаула N 93 от 07.11.2013 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании п. 33 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась в ст. 141 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24.06.1983, с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
По смыслу указанных положений, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения.
Как следует из заключения эксперта N 738С/14 от 24.02.2015г. техническое состояние общего имущества дома *** по "адрес" находится в ограниченно работоспособном, местами в недопустимом и аварийном состояниях, имеет большой физический износ (более 41%), при котором для восстановления требуется значительный капитальный ремонт, не соответствует действующим обязательным нормам и правилам эксплуатации жилого фонда и строительным нормам и правилам.
Учитывая статус жилого дома, в соответствии с рекомендациями "Свода реставрационных правил" для приведения в надлежащее состояние общего имущества жилого дома *** по "адрес" необходимо
- получить разрешение на работы, которое выдается соответствующими органами охраны объектов культурного наследия на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры (в отношении объектов регионального, местного муниципального значения, выявленных объектов культурного наследия выдача задания на проведение работ по сохранению объекта, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом);
-провести комплексное инженерно-техническое исследование (необходимый и достаточный комплекс мероприятий по определению и оценке состояния, обеспечивающего пригодность к дальнейшей эксплуатации, необходимость ремонта или реставрации объекта исследования, приспособлению здания для современного использования);
-разработать проект реставрации, реставрационному ремонту, приспособлению здания для современного использования (проект и работы по сохранению объекта культурного наследия выполняются с учетом мнения собственника либо пользователя объекта культурного наследия);
-провести комплекс работ по консервации, реставрации, реставрационному ремонту, приспособлению здания для современного использования;
-установить мониторинг технического состояния за зданием после комплекса мероприятий по реконструкции, реконструкционному ремонту и приспособлению здания для современного использования.
Исходя из проведенных исследований, эксперты делают следующие выводы:
- в 1992г. физический износ здания в целом составлял 25,3%, то есть общее техническое состояние жилого дома оценивается на 1992г., как удовлетворительное ("Конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии");
- в 2012г. физический износ здания в целом составлял 44,7%, то есть общее техническое состояние жилого дома оценивается на 2012г., как неудовлетворительное ("Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта").
Жилой дом *** по "адрес" (в том числе общее имущество) находится в ограниченно работоспособном, местами в недопустимом и аварийном состоянии, имеет большой физический износ (более 41%), при котором для восстановления требуется значительный капитальный ремонт, не соответствует обязательным нормам и правилам эксплуатации жилого фонда и действующим строительным нормам и правилам.
В исследовании установлено, что выполнение текущего ремонта общего имущества и отдельно выборочных капитальных ремонтов в данном исследуемом случае экономически нецелесообразно и неэффективно, так как основными причинами выявленных на дату осмотра дефектов строительных конструкций и инженерного оборудования являются:
- постоянное замачивание оснований фундаментов от протечек инженерных систем в подвале (просадка фундаментов, намокание стен подвала, разрушение стен подвала);
- нарушение температурно-влажностного режима в подвале (образование конденсата на поверхностях строительных конструкций и трубопроводах инженерных сетей в подвале, разрушение защитного слоя бетона рабочей арматуры перекрытий и балок, разрушение штукатурного защитного слоя стен, образование конденсата и плесени на отделочных конструкциях 1 подъезда, разрушение внутренней отделки);
-нарушение температурно-влажностного режима в чердачном помещении (образование конденсата, в зимнее время инея на поверхностях строительных конструкций в большей степени в карнизной части с проникновением влаги от конденсата и инея в несущие наружные стены с последующим их разрушением).
-некачественно выполненные работы по капитальному ремонту кровли без работ по всей крыше.
Работы по устранению основных причин, вызывающих разрушение несущих конструкций и инженерного оборудования здания, эксперты относят к капитальному ремонту или, с учетом статуса здания, к реставрации, реставрационному ремонту здания, или, с учетом проведенного капитального ремонта кровли, к устранению дефектов, допущенных при замене покрытия.
Работы по устранению несоответствия (замене) части инженерного оборудования (электроснабжение, водоснабжение, отопление) современным нормативным требованиям эксперты также относят к капитальному ремонту здания или, с учетом статуса здания, к приспособлению здания для современного использования.
Без выполнения этих работ выполнение работ по текущему ремонту не сможет способствовать восстановлению здания и общего имущества (несущей способности, безопасности эксплуатации, энергоэффективности).
В данном исследуемом случае экономически целесообразно проводить именно комплексный капитальный ремонт для восстановления жилого дома N *** по "адрес" или с учетом статуса - полное исследование состояния всех конструкций, инженерного оборудования, разработка проекта реставрации, выполнение работ по реставрации, реставрационному ремонту и приспособлению здания для современного использования, установление технического надзора на период производства работ и в дальнейшем мониторинга состояния памятника архитектуры(л.д.8-66 т.2).
Ответчиком не представлено доказательств того, что до начала приватизации жилых помещений дома проводились работы текущего ремонта исследуемых инженерных коммуникаций и конструкций крыши, которые бы уменьшили их физический износ.
Исходя из существующего общего технического состояния жилого дома по "адрес", установленной необходимости проведения работ по капитальному ремонту, суд пришел к правильному выводу, что ответчиком не исполнена обязанность по капитальному ремонту спорного жилого дома, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования.
В соответствии с положениями ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодателем жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда является его собственник, действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления либо управомоченное им лицо.
Как правильно указал суд, согласно ч.2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края установлены полномочия администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства, в силу которых администрация организует содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства.
В соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденным Решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, указанный комитет является органом местного самоуправления, реализующим муниципальную политику в области экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 3.5 Положения о Комитете предусмотрено, что Комитет осуществляет полномочия муниципального заказчика, в том числе при проведении капитального ремонта.
На основании анализа вышеуказанных норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям о возложении обязанности по производству капитального ремонта является именно КЖКХ "адрес".
Ссылка ответчика на отмену с 01.01.2013 п. 5 ст. 16.1 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, который предусматривал осуществление органом местного самоуправления финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, не имеет правового значения, поскольку возложенная на КЖКХ г. Барнаула обязанность провести капитальный ремонт возникла до проведения приватизации и не была им исполнена.
Из нормы ст.16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Исходя из системного толкования ст.16 названного Закона, ст.ст.158,162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилого дома, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
На основании изложенного обязанность по проведению капитального ремонта у ответчика сохраняется до настоящего времени, поэтому довод жалобы третьего лица, что обязанность наймодателя по проведению капитального ремонта должна устанавливаться на момент приватизации первой квартиры, основан на неверном толковании норм материального права.
Довод жалобы о том, что на момент начала приватизации жилых помещений в доме гражданами, наймодателем спорного дома орган местного самоуправления не являлся, соответственно на ответчика не может быть возложена соответствующая обязанность, были верно оценены судом при вынесении решения.
Вывод суда о том, что статус жилого дома по "адрес" (объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения - "Дом жилой со встреонным магазином") не влияет на обязанность бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления), которая не исполнена на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, по проведению капитального ремонта дома до исполнения обязательства, является правильным.
Согласно ч. 1 ст. 47.2 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии с ч. 1 ст. 47.6. указанного ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона.
Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2-47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в ст. 56.1 настоящего Федерального закона(ч. 11 ст. 47.6 ФЗ).
Частью 1 статьи 56.1 указанного ФЗ предусмотрено, что обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Из анализа указанных положений закона, как правильно указал суд первой инстанции, следует, что наличие у спорного дома статуса памятника не освобождает ответчика от проведения капитального ремонта дома.
Доводы апелляционной жалобы представителя истцов в части возложения на ответчика обязанности по проведению конкретных видов работ по капитальному ремонту отклоняются, так как это изменит установленный законом порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Такой порядок установлен в ст. 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и предполагает проведение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном п. 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
В соответствии со ст. 15 Закона Алтайского края от 12.05.2005 N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае" работы по сохранению объекта культурного наследия краевого значения проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия Алтайского края, в соответствии с согласованной с ним проектной документацией и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Таким образом, конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
Устанавливая срок выполнения капитального ремонта в соответствии с согласованной с Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу проектной документацией в срок до ДД.ММ.ГГ, суд исходил из требований ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из его разумности и достаточности, объема необходимых работ. При этом при наличии достаточных оснований, ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением в порядке ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о предоставлении отсрочки, рассрочки его исполнения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении материального закона, анализе собранных по делу доказательств. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы представителя истцов Ц.В., Х.Е., С.В., О.С., М.С., А.А., А.С., К.Н., М.М., К.А., А.Е., Н.О., Н.И., М.А., К.А., Д.Т., К.А.В., Б.С., Г.Б. - П.Г., ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.