Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков администрации "адрес", Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 мая 2015 года по делу
по иску прокурора г.Барнаула в интересах Ч.И. к администрации "адрес", Комитету жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах Ч.И. к администрации "адрес", Комитету жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения жилищного законодательства и прав жителей дома N *** по "адрес". В ходе проверки установлено, что квартира N *** жилого дома N *** по "адрес", является муниципальной, предоставлена Ч.И. на основании договора социального найма жилого помещения.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ принято решение о признании многоквартирного жилого дома по "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ N ***р срок отселения граждан из аварийного жилья истек. Однако жилое помещение Ч.И. до настоящего времени не предоставлено.
Учитывая, что жилой дом по "адрес" признан аварийным, проживание в нем людей невозможно.
По изложенным основаниям, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации "адрес", Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации "адрес", выразившееся в не предоставлении Ч.И., проживающей по адресу "адрес", благоустроенного жилого помещения на основании договора социального найма. Обязать администрацию "адрес", Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации "адрес" предоставить на основании договора социального найма Ч.И. благоустроенное применительно к условиям "адрес" жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г. "адрес"ю не менее "данные изъяты" кв.м. Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации "адрес" предоставить распределенное администрацией "адрес" другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах "адрес", общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, состоящее из трех жилых комнат, и заключить с ней договор социального найма. Согласно ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 мая 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации "адрес" и Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" по не предоставлению другого жилого помещения Ч.И., проживающей в "адрес".
На администрацию "адрес" возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить на основании договора социального найма Ч.И. другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте "адрес", общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
На Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" возложена обязанность при предоставлении жилого помещения администрацией "адрес" заключить с Ч.И. договор социального найма предоставленного жилого помещения.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик администрация "адрес" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что срок отселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, устанавливается органом местного самоуправления. Соответственно такой срок не может быть изменен на основании решения суда. Распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГ установлен срок для отселения граждан из дома, в котором проживает истец до ДД.ММ.ГГ, в пределах средств, предусмотренных в бюджете города. Указанное распоряжение, в том числе в части установления срока отселения, никем не оспорено и является действующим. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен срок для предоставления жилья по договорам найма. Таким образом, вывод суда о бездействии ответчиков необоснован. Истец ссылается в обоснование требований на ст. 89 ЖК РФ, однако данной нормой регулируется порядок предоставления гражданам жилых помещений в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 данного Кодекса. По настоящему делу орган местного самоуправления с иском о выселении Ч.И. из спорного жилого помещения не обращался, следовательно, указанные нормы не применимы к рассматриваемому делу.
В апелляционной жалобе ответчик Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях. Судом неверно применены положения ст. 57, 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Определение срока отселения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу является компетенцией органа местного самоуправления. Оснований для признания незаконными бездействия органов местного самоуправления нет.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор "адрес" просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Текутьеву Я.В., обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В судебном заседании установлено, что Ч.И. является нанимателем жилого помещения *** по "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ. В вышеуказанном жилом помещении Ч.И. проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГ года. Жилое помещение, занимаемое истцом, представляет собой квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью "данные изъяты"
Заключением Межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ многоквартирный дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации "адрес" N 364-р от ДД.ММ.ГГ "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции", многоквартирный жилой дом N *** по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц из спорного дома до ДД.ММ.ГГ в пределах средств, предусмотренных в бюджете города.
До настоящего времени снос указанного жилого дома не произведен, другое благоустроенное помещение истцу не предоставлено.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика по предоставлению истцу жилого помещения, равноценного занимаемого, во внеочередном порядке, а также признал бездействие ответчиков в указанной части незаконным.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции правильно установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ)
В отношении граждан, проживающих в спорном доме по договору социального найма, срок предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма в порядке, предусмотренном ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не устанавливался.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции вынести решение, которым суд обязал администрацию "адрес" предоставить истцу именно благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в той части, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, не влекут отмену принятого по делу решения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Проживание истца в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, создает угрозу жизни и здоровья граждан, в связи с чем, в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у ответчиков возникла обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, равноценное занимаемому. В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, носит компенсационный характер и их жилищные условия не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Поэтому отсутствие обстоятельств, на которые ссылается представитель ответчика, не лишает истца возможности получения другого жилья взамен аварийного.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционных жалоб ответчиков являются несостоятельными, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков администрации "адрес", Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Симон Н.Б. Дело N 33-6789/15
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.