Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Р - Кузнецовой Р.Р. на решения судьи Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2015 года, которыми
постановления старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы Росприроднадзора по РБ Латохина В.А. N04-04/41-О/ГС и N04-04/42-О/ГС от 02 апреля 2015 года о привлечении юридического лица - Р к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, оставлены без изменения, жалобы защитника Р - Кузнецовой Р.Р. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы Росприроднадзора по РБ Латохина В.А. N04-04/41-О/ГС от 02 апреля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского районного суда РБ от 10 июня 2015 г., Р признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. в связи с тем, что Р на промплощадке по адресу: РБ, Стерлитамакский район, пос.Рощинский, с 03 августа 2014 года осуществляло производственную деятельность с постоянным образованием отходов жизнедеятельности свиней, крупного рогатого скота и лошадей в отсутствии утвержденного компетентным органом проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы Росприроднадзора Латохина В.А. и N04-04/42-О/ГС от 02 апреля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского районного суда РБ от 10 июня 2015 г., Р признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. в связи с тем, что Р РБ на промплощадке по адресу: РБ, с. Рощинский, Стерлитамакский 3 февраля 2015 г. осуществлял складирование конского навоза, который согласно протоколу биотестирования пробы отходов N96 от 03 марта 2015 года относится к 4 классу опасности, рядом с открытым загоном для лошадей, слева от водонапорной башни непосредственно на почве без навеса, обваловки и водонепроницаемой поверхности.
Не согласившись с постановлениями старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы Росприроднадзора по РБ Латохина В.А. от 02 апреля 2015 года и с решениями судьи Стерлитамакского районного суда РБ от 10 июня 2015 года, защитник Р - Кузнецова Р.Р. подала в Верховный Суд РБ жалобы, в которых просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалоб указывает на то, что совхоз своевременно направил проект на согласование и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Федеральную службу по надзору в природопользования, но получили отказ по независящим от них причинам, совхоз своевременно оплачивал в 5-кратном размере плату за негативное воздействие на окружающую среду, навоз убрали в течении трех дней.
В судебном заседании защитники Р Лазарев А.В., Кузнецова Р.Р. и Мурадымова Г.Х. доводы жалоб поддержали полностью.
Представитель Управления Росприроднадзора по РБ Гайсин Р.В. жалобы обоснованными не признал.
Изучив материалы двух дел, проверив доводы жалоб, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 3 статьи 18 того же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.Из материалов дел усматривается, что в результате плановой выездной проверки, проведенной Росприроднадзором по РБ со 2 февраля 2015 г. по 02 марта 2015 г. на основании приказа заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по РБ Янчук О.А. N 0032-П от 19 января 2015 г., на промплощадке Р по адресу: ... , государственным инспектором по охране природы были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, а именно:
- с 03 августа 2014 года производственная деятельность с постоянным образованием отходов жизнедеятельности свиней, крупного рогатого скота и лошадей осуществляется Р в нарушение п.3 ст.18 Федерального закона от 24 июля 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в отсутствии утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
- 03 февраля 2015 г. Р осуществлялось складирование свежего конского навоза, который относится к 4 классу опасности, непосредственно на почве без навеса, обваловки и водонепроницаемой поверхности, чем нарушены п.п.1,2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании выявленных правонарушений старшим государственным инспектором РФ по РБ по охране природы в отношении Р вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения Р противоправного деяния подтверждаются: актом проверки N29 от 04 марта 2015 г., протоколом об административном правонарушении N 42-О/ГС от 19 марта 2015 года, протоколом об административном правонарушении N 41-О/ГС от 19 марта 2015 года, протоколом осмотра территорий N1-ГС от 03 февраля 2015 г., копией договора на услуги по использованию и размещению отходов производства и потребления от 30 сентября 2013 г., справкой ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" от 15.09.2015 г. об обоснованности установления класса опасности отходов для окружающей среды, фотоматериалами, протоколом отбора проб от 09.02.2015 г., протоколом биотестирования пробы отхода N 96 от 03.03.2015 г., актом отбора пробы отхода N 42 от 09.02.2015 г., копией паспорта отходов 1-4 класса опасности и иными материалами дела.
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о совершении Р административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Р состава административного правонарушения в связи с оплатой компенсации за загрязнение окружающей среды не состоятельны, поскольку п.п. 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года N632 "Об утверждении порядка определения платы и предельных размеров за загрязнения окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" устанавливают плату за сверхлимитное воздействие на окружающую среду и не освобождают юридическое лицо от необходимости получения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в действиях Р состава административного правонарушения в связи с устранением нарушения не состоятельны, поскольку не опровергают факт наличия события и состава административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дел, юридическим лицом - Р ведется производственная деятельность с постоянным образованием отходов жизнедеятельности свиней, крупного рогатого скота и лошадей, при этом с 3 августа 2014 г. - в отсутствие утвержденного Росприроднадзором по РБ проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при этом образовавшийся в ходе осуществления данной деятельности конский навоз, который относится к 4 классу опасности, складировался непосредственно на почве без навеса, обваловки и водонепроницаемой поверхности. Данные нарушения природоохранного законодательства выявлены в результате одной проверки, образуют единый состав административного правонарушения.
При таких обстоятельствах Р совершено одно административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ.
Следовательно, два рассмотренных в отношении Р дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ, подлежат объединению в одно производство с назначением юридическому лицу одного административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 - ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
рассмотренные в отношении Р дела N04-04/41-О/ГС и N04-04/42-О/ГС об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ, объединить в одно производство.
Постановления старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы Росприроднадзора Латохина В.А. от 02 апреля 2015 года N04-04/41-О/ГС и N04-04/42-О/ГС и решения судьи Стерлитамакского районного суда РБ от 10 июня 2015 года, вынесенные в отношении Р по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ изменить: назначить Р административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении производственной деятельности с постоянным образованием отходов в отсутствии утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и в складировании отходов, которые относятся к 4 классу опасности, непосредственно на почве без навеса, обваловки и водонепроницаемой поверхности.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Разяпова Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.